Совместные трапезы.

топ 100 блогов ltraditionalist16.11.2019 Когда в Германии нацисты пришли к власти, они старались сплотить нацию всеми способами. Одним из таких способов были общенациональные совместные трапезы - айнтопф. В гастрономическом плане айнтопф такой же символ Третьего рейха, как «Песня Хорста Весселя» – в музыкальном. Только после падения национал-социалистической Германии «Песню» запретили, а айнтопф до сих пор живее всех живых.

Всё началось в 1933 году. Национал-социалисты запустили тогда программу для поддержки бедных жителей страны и назвали её «Зимняя помощь» (Winterhilfswerk des Deutschen Volkes).

Скриншот 2019-11-16 19-35-25
Источник картинки.

Это была своего рода благотворительная кампания, которая существовала за счёт пожертвований и лотерей. Чтобы собрать деньги, власти Третьего рейха и ввели традицию «Воскресного айнтопфа» (Eintopf-Sonntag).

На каждый айнтопф ("общий котёл") официально утверждали один рецепт, и весь Третий рейх вкушал одинаковую еду. Праздник проходил не только дома, устраивались публичные поедания айнтопфа. Он продавался за деньги, а вырученные суммы шли на благотворительные нужды. Кроме того считалось правильным позвать за стол бедных соседей, пригласить ветерана Первой Мировой и всё такое. Таким образом сплачивалась семья, а значит и вся нация.

айнтопф
Время «воскресного айнтопфа». На Потсдамской площади в Берлине устанавливали длинные ряды со столами и мобильную кухню, где готовили блюдо (фото 1935 года). Источник картинки.

Примечательно, что эту кампанию яро поддерживал лично Адольф Гитлер, бывший вегетарианцем. Для него готовили специальный айнтопф, без мяса.

гитлер и геббельс
Источник картинки.

Ну и главное. Фишка айнтопфа была не в том, что все сидят за одним столом, а в том, что вся нация ест одно и то же дешёвое блюдо, которое стирало различие между людьми разных классов и разного достатка.

Здесь надо отметить, что нацистская практика совместных трапез воспроизводила - вольно или невольно, сознательно или бессознательно - древнегреческие сисситии. Участие в таких трапезах было обязанностью любого гражданина, и за уклонение от неё даже на царя мог быть наложен штраф. Сисситии были более всего известны среди дорийцев в Спарте, также упоминаются на Крите, в Мегарах и Коринфе. Многие античные авторы отмечали необычайную важность таких совместных пиров для воспитания юных спартанцев и приобщения их к ценностям полиса.

В каждую сисситию, состоящую из 15–20 членов, входили представители разных возрастных групп. Благодаря такому смешению возрастов молодые люди попадали под строгий контроль более пожилых граждан. В сисситиях культивировался дух воинского братства.

сисситии

Кстати, эти самые сисситии восходили к архаической практике "мужских домов". Спартанец никак не мог миновать воспитания в традиционном "мужском доме", где, как в армейской казарме, все жили сообща и питались вместе (первоначально сиссития – отряд воинов-друзей, живущих и столующихся в одной палатке).

В общем, каждый "мужской дом" являлся своего рода корпорацией, и от принадлежности к одной из этих корпораций зависел социальный статус каждого спартиата, так же как и его гражданские права.

Излишне говорить, что такие мужские "междусобойчики" (которые в науке именуются "тайными союзами") представляли собой средоточия силы, никем не управляемой и не контролируемой. Эти "силовики" и были теми людьми, которые сформировали первые государства в истории человечества.

Причём, тут интересно, что государство, по крайней мере в его самых архаичных формах, позиционирует себя как "общий дом". Правда, это дом без Матери, чисто "мужской дом", но всё-же в этом доме есть нечто "материнское" - Котёл, вокруг которого собираются все члены "тайного союза". И тут совместная трапеза выступает как некий аналог "причащения" к Сакральному. Недаром и у ранних христиан причащение происходило на "вечерях любви", которые, по сути, являлись такими же совместными трапезами. Конечно, эта традиция уходит во глубину веков, - здесь и кельтский магический котёл, и чаша св. Грааля, и ритуальные напитки типа арийской Сомы, и котёл преображения у П.П.Ершова в “Коньке-Горбунке”, и многое-многое другое... Вопрос лишь в том, что Сакральное не предлагает себя кому попало на блюдечке с голубой каёмочкой. Часто бывает так, что остаётся лишь ритуально-обрядовая "форма", а "дух" улетучивается. Очевидно, одной из таких "форм" были германские совместные трапезы «Воскресного айнтопфа». В 1933 году Германия как бы "провалилась" в архаику и воспроизвела древнеарийскую практику спартиатов.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вытащив этикетку, я был сильно удивлен - все-таки эти сорта как "привет из прошлого". А потом подумал, что и все, что связывает меня с этим городом, это тоже "привет из прошлого". И понял я тогда, что и как я сегодня напишу. Напишу про Калининград - тот, который раньше был Кёнигсбергом. Ка ...
       Существующий сегодня образ садистского обращения с преступниками в средние века верен лишь отчасти. Пытки и страшные казни были придуманы не для наказания, а для спасения души осужденного, и всеми воспринимались нормально.       ...
О Покрышкине – и сражении при Лубино 19 августа 1944-го полковник (а в будущем – маршал авиации) Александр Покрышкин стал первым в истории трижды Героем Советского Союза. К тому времени он успеет совершить 550 вылетов и одержит 53 победы… это официально. (На самом деле, ас ...
    Затейница Женя  karaidel  , похоже, очень любит объединять людей по интересам, для этого она время от времени устраивает флэш-мобы, одному из которых я решила последовать. Условие было простое: мы с Женей просто готовим по рецептам ...
Я для всех повешу объявление, Что душа закрыта на учёт. И начну тихонько обновление Мыслей всех своих наперечёт… Не стучите в дверь, она закрыта. ...