Советские рабовладельческие условия существования на сборе хлопка в Туркмении

топ 100 блогов harmfulgrumpy14.07.2018 Советские рабовладельческие условия существования на сборе хлопка в Туркмении

....в 1963 году я стала студенткой дневного отделения механико-технологического факультета по специальности «Технология неорганических веществ» по подготовке инженеров-механиков...
А пока предстоял вояж на сбор хлопка. Студенты университета, где больше девушек, поедут в Тедженский район Марыйской области, а студенты политеха с преобладанием юношей – в дальний к северу регион, Ташаузскую область. Предупредили, что в Ташауз – это надолго и предложили запастись теплой одеждой. Нашим парням было легче, они имели «ватники», так как большинство из них уже отслужили в армии. Девушкам было труднее, главной проблемой являлось – где взять и на что купить.

Хлопок. Я собрала все кофты, быстро сшила себе темно-серые портяные брюки, купив ткани на два рубля. Были и еще одни – брюки защитного цвета, что из Ильинского, и какие-то ботинки. Бабушка Надя, няня Лилиного сына Олежки, подарила мне свою старую плюшевую жакетку на вате, сшитую типа солдатского ватника, единственную женскую одежду, модную в послевоенные годы. Из постельного пришлось взять только ватное одеяло… Из посуды – по-солдатски: миску, чашку и ложку. Что-то из еды. Но объявили, что кормить там будут и будут за еду вычитать из заработанных денег за сданный хлопок, И что норма сбора установлена в размере 40 килограммов в день. Много это или мало – мы должны были узнать только на месте, так как хлопок выращивали везде разный.

Из отходов хлопка при производстве пороха шили ватные одеяла по плану товаров народного потребления (ТНП), что являлось важным государственным заданием при планировании промышленных производств в 70-х годах Госпланом СССР. В утверждаемых министерствами планах заводов показатель ТНП был выделен отдельной строкой, за невыполнение которого заводы наказывали снижением или невыплатой квартальных премий (прогрессивок).

После приезда в Ташауз на следующий день нас – три группы первокурсников долго везли по пыльным полям на грузовиках, пока не показался длинный барак типа сарая для скота. .Нас разместили в помещениях типа «девочки – налево», «мальчики – направо», а удобства за углом – в старой кошаре, как нам объяснили позже. В Ташаузскую область еще ни разу не привозили студентов институтов на сбор хлопка, и у них не было никаких удобств для проживания.

Перед выходом в поле мы тоже выслушали лекцию декана. Жить мы стали в старом сарае, сказали, что давно это была то ли кошара, то ли конюшня.

Сарай был относительно большой и весь завален сеном вместо пола. Саманные стены хранили пасторальный запах, и какой же он был вонючий! Ни света, ни радио не было. Газет тоже. Что происходило в мире, мы не знали, да и что там могло происходить любопытного для обитателей кошар? Быт, упрощённый до минимума, убогий. У ребят была гитара, но и она оказалась ненужной, излишне богатой звуками и количеством струн..

Тем не менее мы сгруппировались в один угол, рядами расстелили на сене свои ватные одеяла, чтобы спать по две девочки (в том числе одно одеяло вместо матраца, а второе сверху для укрывания). Изголовья подняли за счет подложенного сена и других своих вещей. Такая получилась спальная комната на полу. Не было ни стола, ни полок – только земляной пол, запорошенный сеном, и дощатая дверь с крупным гвоздем, к которому был привязан обрывок веревки вместо ручки.

мы жили в сарае два месяца. Готовили нам еду в большом казане, в основном похлебку на хлопковом масле. Очень редко присутствовал бараний вкус. Готовили еду два наших старшекурсника. Хозяйство вроде бы небольшое – казан, два титана и вёдра, пронумерованные в инвентарном порядке, – а возни много. Титаны клокотали весь день, пожирая сухую верблюжью колючку, камыш, кизяки и вообще всё, что горело, остывали глубокой ночью, потрескивали – жалуясь на опостылевшую жизнь.

В туалет – дощатый домик, установленный за углом сарая – ходили в темноте, света не было никакого, даже фонариков. Мылись все вместе в соленом арыке, протекающем напротив сарая. Представляете, как животные выходят на водопой? Вот так и мы – всей кучей девушки и парни, в мутной соленой воде… Посуду тоже мыли прямо там. Когда пили воду из титана и остатки выплескивали на землю - белыми пятнами выступала соль.

В поле работали с раннего утра до темноты. Для тех, кто не выполнил норму, писали задолженность. Вдоль поля надсмотрщиком ходил Давыдов, курил сигарету и погонял нерадивых студентов. Бывало, и болели, я тоже провела два дня в постели из одеял. Приходил навещать (или проверять) Давыдов, посидел на корточках около и порасспрашивал – что и где болит и нужен ли врач… Понял, что не притворялась.

Оклемавшись, снова пошла на поле. И вот я иду по зелёному полю, опоясанная фартуком, как Анка пулемётными лентами. Выуживать хлопок из жёстких коробочек оказалось делом нелёгким, мои интеллигентные пальчики покрылись ссадинами и зудели. Ныла спина, стучала мысль в висках: зачем мне это надо? Работала бы учительницей в Ильинском и никаких потерь… (уже забыла про лед, волка и лодку).

К полудню я выдохлась. Решила сачкануть, взяла и легла прямо в борозду и закрыла глаза. Очнулась через некоторое время от ударов в подошвы: надо мной стоял Атаев (Крот) и попинывал в мои подошвы носками своих сапог. Увидев, что я открыла глаза, спросил: «Что случилось?». Я нашлась, что ответить и имитировала огорчение, прошептав: «Кровь течет…». Следом прозвучал насмешливый вопрос: «Откуда?». Я грубо ответила, вставая и шмыгая носом: «Из носа!» и пошла прочь от него. Вечером с девчонками повеселились, обсуждая ситуацию. Атаев был скромным, и все пытались смутить его каким–нибудь озорством.

Норму сбора хлопка в объеме 40 кг многие из нас не выполняли уже в октябре. Пользуясь тем, что наше поле находится далеко от центра и навещать нас никто из прессы не приедет, нас бросили на поле, уже обобранное комбайном. Доставались только жалкие остатки, которые не смог собрать его механизм. Получилось, что многие из нас из-за невыполнения нормы уже и похлебку ели в долг… Хлопковая кампания являлась «важным историческим заданием партии и правительства», и мы не имели права саботировать процесс. Мы терпели и холод, и голод, шутили, озоровали, подшучивая над нашими преподавателями, одновременно развлекаясь.

однажды нас повезли на грузовике вечером в кино в сельский клуб, а сначала зашли в магазин, в котором можно было купить всё – от серпа без молота до «Войны и мира» на туркменском языке. На прилавке лежали: польские сигареты «Спорт» за четыре копейки, отечественные папиросы «Север» и «Прибой», раздутые рыбные консервы и ржавые бочонки прогорклой томатной пасты. Стояли «Ашхабадское крепкое» и «Безмеинское», разлитые в большие емкости, пригодные для пожаротушения. Мы купили в голубой будке «Сувлар-Воды» газировку.

После кино мы снова поехали на грузовике и оторвались тем, что в темноте хором спели сочиненные на себя и наших преподавателей куплеты-пародии, используя реалии нашей жизни и мотивы известных советских и народных песен.

план мы не выполняли и на этом строились другие отношения – нас ругали, а мы оправдывались, что хлопка мало на кустах в виде остатков от сбора комбайном и что крестьяне района собирают хлопок на нетронутых полях, а мы – на обобранных и т.п.
Не минуло время «хлопкового оброка» и нашего зятя – Ивана Ивановича. Во время учебы в партшколе в Ташкенте и он с коллегами по выходным дням отправлялся на «субботники» по сбору хлопка.

Тем временем наш процесс сбора хлопка затянулся до конца ноября. Однажды выпал снег. Хлопковые коробочки давно не раскрывались, оставаясь твердым зеленым куреком. Нас заставляли собрать курек независимо от его величины, объясняя, что он всё равно после сушки раскроется в помещении и его извлекут другие работники, вероятно, крестьяне соседних аулов в нашем сарае после нашего убытия

Впервые мы собрали норму и даже больше, чем 40 кг. Однако в таком весе было больше коробочек, чем хлопка. Аулы чаще выглядели одиночными хуторами, где проживали две-три или одна семья, чаще многодетная, и все они собирали хлопок, а позже – и курек. Трудно было представить, что курек сможет превратиться в такое белое пушистое чудо, которое сушили веянием, отвозили на хлопкоочистительные заводы и складывали в огромные бурты, которые по мере расходования на заводах отправлялись также туда.

И, наконец, наступил тот желанный день, когда объявили, что утром за нами прибудут грузовики, чтобы отвезти на железнодорожный вокзал. На удивление, мы не смогли даже обрадоваться, насколько привыкли к дикому и... коллективному образу жизни. Мы привыкли жить одной многодетной семьей несмотря ни на что. Тогда не существовало прелюбодеяний, за малым исключением, которые никому не были видны и недоступны для осмеяния или осуждения. Все были братья и сестры, за что спасибо хлопку. Одновременно на вокзал прибыли студенты-хлопкоробы и из других колхозов, оказалось, нас было в районе весьма много человек. Стало понятно, что деканам факультетов было неспокойно, они постоянно курсировали между колхозами, чтобы не оставлять без присмотра и преподавателей, и студентов.

из Дудникова Людмила Владимировна. Инженер. 20 лет в Туркменистане -1

  * * * * *
С сентября до декабря
Топай,топай!!!(это весь хор)
Вся республика стоит
Кверху Ж....й!!(это тоже весь хор)
Мы выходим на поля
Топай,топай(хор!)
Золотит подбор заря
Кверху Ж....й!!!(хор!!)
Возвращаемся в барак
Топай,топай(хор!)
Макаронины в супу
Кверху Ж....й!!(хор обязательно!)
И так далее.Количесто куплетов неограничено и зависит от фантазии и степени осатанения исполнителей!


...Обычно советских студентов осенью отправляли на сельхозработы. Если в России это обычно называлось «ехать на картошку», то у нас, в Узбекистане – «ехать на хлопок».
«Растение, из которого получают хлопковое волокно, называется хлопчатником. Именно хлопчатник возделывают в хлопководческих хозяйствах. В советской журналистике работников таких хозяйств именовали хлопкоробами по аналогии с хлеборобами. В тюркских языках хлопок — пахта, а хлопкороб — пахтакор (такое название носила, кстати, известная узбекская футбольная команда).»
Хлопок был всегда.С институтом я ездил убирать хлопок в 80х. В 50-60х собирали родители, тогда еще студенты. В 30х – бабушка. Примерно с октября по декабрь все города Узбекистана пустели. Все студенты,(кроме консерватории) школьники старших классов (кроме Ташкента) вывозились на уборку хлопка.

В газетах начинали публиковаться «фронтовые сводки» по уборке. По выходным вывозили людей с предприятий. Могли остановить рейсовый междугородний автобус и выгнать пассажиров в поле на несколько часов.
В местных новостях (программа Ахборот) начинали выпуск с репортажей об уборке, заканчивали сводкой по областям и процентами, оставшимися до выполнения плана. План в 80-е был где-то в районе 6 млн. тонн.
На какое-то время автобусы пропадали из города. Тысячи автобусов - ЛИАЗы,Икарусы,ЛАЗы нужны были, чтобы вывезти за раз десятки тысяч человек.
Брали с собой одеяла, матрасы, спальники, металлические или эмалированные миски, кружки. Консервы, вареную сгущенку, тушенку.
Экипировка была примерно такая: плотная хлопчатобумажная рубаха или футболка,бушлат, телогрейка или куртка. Сапоги кирзовые. Иногда ботинки. Штаны попрочнее.Ремень.Нож.Фляжка для воды.Вязаная лыжная шапка или ушанка - для холода, кепка или панама - для жары.На предприятиях иногда брали кровати-раскладушки.

Просто не поехать было нельзя - отчисляли сразу, с формулировкой: за потерю связи с институтом. Освобождали редко - только из-за гепатита с суровыми справками, беременности на последних месяцах или открывшейся язвой.
Нас обычно вывозили в малонаселенные районы, где были только поля и оросительные каналы. Сеяли хлопок техникой, на уборке -несколько раз проходили комбайнами, все собрать не могли. Потом выпускали на поля людей. В 50-60х люди жили в школах или машинных дворах, и в обжитых местах. Потом освоили новые площади. А людей не хватало.
Между хлопковыми картами обычно строили бетонный барак (кошару) Пол был земляной. Ставили печку, изготовленную из бочки. В бараке сколачивали 2х этажные нары(иногда 2х этажные сеточные кровати).Когда места было мало, то отмеривали на нарах полотенцем по 50 см на человека. Иногда халтурно сделанные верхние нары падали вниз.На веревках развешивали тряпки, разделяющие ячейки, под верхними нарами натягивали пленку, чтобы барахло не падало вниз. Выглядело это как декорация к пьесе Горького «На дне». Ну и лица со временем приходили в соответствие.

За пару недель до основной массы, выезжали на место "бывалые" квартирьеры.Рядом с бараком вкапывали большую бетонную трубу для привозной питьевой воды. Ставили пару навесов для кухни, большой казан, несколько титанов для кипятка. Из титана чай почти всегда был "вареным", с копотью или соляркой.Рыли яму для туалета, вбивали колья, обтягивали брезентом.Во многих институтах был обычай - в день отъезда домой - сжигать туалеты.
Многое зависело от института. Самыми зверскими по отношению к людям традиционно были медицинские и педагогические институты.Самым либеральным - университет. Остальные на шкале между ними.
Выходили на поле с восходом солнца. Завершали работы - с закатом.Днем привозили в поле на тракторе в больших бидонах обед ( одно блюдо - обычно густая жирная шурпа со следами мяса,рис,макароны).чай, хлеб и сахар. Расстилаешь один фартук на землю, на другой - ставишь жратву.Вечером ужин. По особым праздникам -плов. Тонок был слой цивилизации.

Однажды на нашем курсе в толпе, кинувшейся за едой, толкнули одну девочку в кипящий казан. Обварила руки. Атмосфера на станах зависела от преподавателей.На них, в свою очередь, давило руководство, а на тех -вышестоящее партийное.
Рабочая стойка хлопкороба - Г. На пояснице висел фартук - большой кусок прочной хлопчатобумажной ткани с завязками по краям. Второй фартук обмотан вокруг талии. В этой позе сборщик быстро передвигался вперед, выщипывая волокно из коробочек с кустов слева и справа и снизу вверх. Дойдя до конца грядки, разворот на 180 градусов и на другую грядку. На поясе подвешивался средневолновый транзисторный приемничек «Сокол». Запомнилось, часов в 5 вечера , передавали по 'Маяку' концерт по заявкам, из 2х частей, даже с зарубежной эстрадой. В остальное время часто передавали "Песню о Рушнике",«Ридна мати моя ..», почему-то запомнилось.
Перед уборкой все поля обрабатывали дефолиантами с самолетов сельхозавиации, чтобы на кустах остались только коробочки, без листьев.Вещества очень ядовитые.

Первые дни с непривычки болела поясница. Потом привыкали. Руки со временем покрывались царапинами и коркой.
В перчатках работать несподручно – теряется скорость и волокно загрязняется. Иногда отрезали у перчаток пальцы.Поскольку горячей воды нет, отмыть руки практически можно было только после возвращения домой через 2-3 месяца . Их нужно было мазать глицерином. Какое-то время после возвращения домой, прикольно было смотреть на поручни в общественном транспорте. Белые ручки, опять белые ручки. О ! Черная заскорузлая лапа хлопкороба. Брат по грядке.

Студентов в баню возили в райцентр нечасто, где-то раз в месяц. В промежутках те, кто за собой не следил, доходили, становясь чуханами. Зарастали, не брились, не мылись. Мы с друзьями, придя с поля, обливались холодной водой из ведра. Можно было искупаться и в оросительном канале, но не всегда. Это запрещалось.Как обходились девочки - плохо сейчас представляю. Как правило, в отрядах были прикомандированные врачи -студенты-старшекурсники медвузов.

Норма сбора была 60-80 кг чистого хлопка и менялась в зависимости от поля и сезона. Узбеки, родившиеся на селе, давали фору 'европейцам'-горожанам. Рекордсмен, может, в грядке и родился. Встал такой рекордсмен в грядку, - -трр- только пыль стоит.
Идет он очень быстро, если зазеваешься, - оберет и чужую грядку по дороге. К одаренным приставлялись носильщики, чтобы зря не было простоев..Были "партизаны", не зачищавшие грядки, как все,
а грабящие "чужие"" хорошие грядки.
Все свойства характеров проявлялись тут же - кто-то мог помочь слабому - помогал. Другой мог твой хлопок украсть. Третий готов задницу лизать за лишний килограмм и стучит преподам.
Когда мне потом попалась книга Беттельгейма о поведении в лагере, я поразился сходству. Например - бесконечные разговоры сводились, в отсутствие информации, к рассуждениям на одну тему: когда вывезут домой ?
Народ группировался по 5-10 человек по родству душ.В течение дня все собранное сносилось на хирман к тележке и весам, весовщик записывал твои килограммы в ведомость. Платили тогда за килограмм копейки и еще вычитали за еду. Лучшие сборщики могли за сезон заработать где-то в районе 300 рублей. Выдавались премии и грамоты перед строем, на каждодневной линейке, за ударную работу.

Советские рабовладельческие условия существования на сборе хлопка в Туркмении
Те кто не выполнял нормы - подвергались суровому порицанию и моральному давлению и запугиванию. Зависело от изощренности начальства. Это могла быть чистка картошки после отбоя, сбор хлопка ночью - 'лунные бригады'
Могли лишить стипендии. И- обязательно был вызов "на ковер" вплоть до проректора. Если сильно постараться -могли отчислить. Но это курса до четвертого. Потом уже был план по выпуску молодых специалистов. Можно было уже и не напрягаться.

Развлечения : иногда факультетская дискотека, собственные гитары и радио. Устанавливали колонки, немного поливали землю, чтобы пыли было меньше - Бонни-М на магнитофон Маяк. И вперед в кирзовых сапогах. Было весело.
В городе никогда не увидишь такого звездного неба и закатов с восходами, как в полях Джизакщины.
На хлопке объявлялся сухой закон, но в райцентре продавали. Выглядело это как партизанская операция. На нас оставшимися писались килограммы, а в это время, оглядываясь, перебежками, чтобы не засекли штабисты и партийно-комсомольские работники, обходя освещенные места и перекрестки дорог, мы мотались в магазин и обратно. Когда обычной выпивки не было, пили одеколоны и лосьоны. Курение анаши было делом обычным, но открыто не демонстрировалось.

Использовались следующие трюки для ускорения выполнения нормы:
- в мешок с хлопком укладывался увесистый камень или кусок глины.Это для самых ленивых и безответственных. Камень иногда выпадал при пересыпке в тележку и тогда скандал был неминуем.
-Вбивание нескольких килограмм сухой глины в хлопок. Давало хорошие результаты,требовалось удаленное от надсмотрщиков место из-за пыли, поднимаемой прыжками по вбиванию.
-облепливание куска мокрой глины белым и пушистым хлопком.Тут главное было не терять чувства меры: не должен был мешочек размером с дамскую сумочку весить 20 кг.
-Вливание в хлопок нескольких литров воды.-«Кручение» фартуков. Требовало толкучки на сдаче или знакомых весовщиков.
Фартук взвешивался один раз, в толпе ,незаметно тележка или хирман обходились кругом, и сдавался еще раз. Могучее здоровье иногда позволяло перебросить фартук через тележку.
«Бомбежка»: днем засекалось место хирмана чужого института или вываленная комбайном куча хлопка (его надо было потом смешать с ручным так как разница видна.)
Осуществлялась операция глубокой ночью - бери как можно больше и закапывай глубже. Так себя обеспечивали на пару недель и спали потом на поле.
Те же трюки повторялись нашим руководством и на более высоком уровне.При сдаче хлопка телегами на хлопкозавод. «Кручение» тележек, взвешивание с особо доверенными и шустрыми людьми внутри тележки.

В 1983 году умер (или, как ходили слухи, застрелился) Рашидов Шараф Рашидович ( первый секретарь ЦК КПУ.) Хлопка на полях давно уже не было. Выпал снег. Но никто не хотел брать ответственность за приказ о вывозе людей. Боялись. Пусто. Собирать нечего.А приказа все нет. А проценты в газетах растут.2.5 миллиона сборщиков выходило на поля солнечного Узбекистана в лучшие времена.Реального хлопка было меньше, чем записано в плане. А было еще соцобязательство. То есть надо сдать больше, чем в плане. Не приписывать было нельзя.Сверхприбыли получали от разницы между – дешевым трудом сборщиков, и высокой конечной ценой хлопка.

В те времена (хлопкового дела) ташкентцы, проезжая мимо Аллеи Парадов и проспекта Алишера Навои, весело переглядывались при виде огромных светящихся букв на одном из зданий: "Золотые руки растят белое золото"

Воспоминания с форума: "Вспоминается как золотое время. Да уставали, жили в грязи и холоде (чего стоят затянутые пленкой окна, щели в рамах отсуствие горячей воды), плохо кормили - но все равно было что-то хорошее в этом - друзья, взаимопомощь, делили все по братски. И там как и в любой экстремальной ситуации проявляется суть человека. О некоторых пришлось изменить мнение.
Сам помню когда поехал на 1 курсе - был вообще зеленый. Хорошо родители рассказали что да как. Сначала немог собрать более 20 кг за день. Собирал честно не сачковал - но больше не получалось. Да вызывали в штаб и грозили отчислением (одновременно допытываясь кем же у меня работают родители). Уже потом мог собрать норму (для европейских групп) в 50 кг до обеда и потом спать все оставшееся время.
Помню как ходили покупать хлопок к комбайнерам, как "крутили" хлопок, как договоривались с областными "комбайнами" и те собирали за деньги для нас. Как давали взятки весовщикам и учетчикам за то что бы они приписали кг.
Как ходили купаться в канал (в октябре!!), а потом узнали что верх по течению лежит мертвый баран ))))) Как умывались холодной водой - и каждый переболел простудой вначале. Как ходили купаться в баню к местным - а там стояли очереди и приходилось броноровать заранее

золотое было время ...ну плохое что за прошедшие года (со времени когда еще мои родители ездили на хлопок) - ничего не изменилось И больше всего жалко тех кто живет в кишлаках - мы то что пособирали и уехали - а они живут там!!!

Но на Хлопке своя романтика, вечером особенно, после ужина, когда можно покрутить романчик, или с гитарой в кругу симпатичных молодых людей, боже мой, такой след этот Хлопок оставил в жизни....

четыре года отъездила за время учёбы в муз.училище Хамза. Все могут петь и играть-поэтому скучать не приходилось даже на поле! а после работы пёрышки почистили и на дискотеку...какая там усталость-всё тут же забывалось!

Приходим мы как-то с поля, открываем свои закрома чтобы поужинать, а там мышь лежит объевшаяся, ну просто никакая, даже сил встать (не то что убежать) у нее не было! Пузико раздулось, лапки безвольно так расстопырены... Я так хохотался, так хохотался! Тоже ведь живая, кушать ей, как и нам хотелось. Мы голодали - и они (мыши) голодали. У нас посылка - и у мышей праздник!

когда умер Брежнев в 82 году, у нас три дня были выходные
Советские рабовладельческие условия существования на сборе хлопка в Туркмении
Обратно про мышей -помните в то время были 5-литровые банки со сгущенкой? Так вот эта тварь залезла в только что (утром т.е.) открытую банку. Ну хорошо, поела и вали, да? Так нет же, потонула, бедалага. А мы остались без сгущенки.
Помню, в голодные времена, когда батареи сгущенки из магазинов пропали, вспоминали, как ели её ЛИТРОВЫМИ кружками. Про мышек ещё помню как они бегали по целофану над головой, а мы их по розовому брюшку стукали пальчиком
А мы были в Арнасайском р-не Джизака. На "камчатке" - т.е самом дальнем бараке... И с ближайшего барака пришл один чел сообщить о смерти Брежнева = у на с ТВ не работал..Так его преподы связали и заперли на складе продуктов, до утра... За дезу...

Но если говорить про хлопок, то самое душилово всегда было в ТашМИ. Хуже не бывает. Слышали что-нибудь про "лунные бригады"? Если нет, расскажу. Самых неумелых сборщиков белого золота в ТашМИ зачастую отправляли по новой собирать хлопок. После ужина. Выглядело это так. Человек десять, в основном ташкентские девушки и пара "шлангов", в сопровождении препода, выдвигались в сторону поля. На специально огороженном участке, освещаемом прожекторами хлопкоуборочных комбайнов. Там мы и продолжили это дело. Гул моторов, запах сжигаемой солярки, пыль, которая прекрасно видна в свете прожекторов. И группа бедолаг, истерически запевающих песню "Врагу не сдаётся наш гордый "Варяг"........" Собирали до полуночи или до часу ночи. А ведь на следующий день в 6 утра подъём и снова в поле.
... про сборку гузапаи. Это издевательство тоже помню. А ещё был процесс, который назывался "сдача поля госкомиссии". На поле не должно быть ни одного белого пятнышка. Наши студенты ходили с лопатой, чтобы присыпать землёй комки пахты, использованных ранее другими нехорошими студентами в качестве туалетной бумаги.
На хлопке два самых прекрасных дня. День приезда и день отъезда (не считая простоя из-за дождя). Особенно день отъезда. Выпиваются последние запасы горючего, подыскиваются нужные слова , произнесённые в адрес "героини твоего романа" и т.д.. Наш 2-й лечфак в ТашМИ самым оригинальным всегда был. На нашем курсе была традиция, что в день отъезда что-то должно случиться с отхожим местом. В один год его ночью сожгли, в другой год в яму засыпали что-то (то ли дрожжи, то ли пару вёдер карбида). В результате чего началась реакция со всеми "выползающими и вытекающими" последствиями. ..

Советские рабовладельческие условия существования на сборе хлопка в Туркмении
...а вот насчет платы, в 81 год помню как сейчас., Чистый хлопок КГ стоил 6 копеек , подбор 12 копеек, если мне неизменяет память...... ну вот за три месяца в бухгалтерии получила круглую ах хватило приодеться на зиму.
а я, наоборот, еще и должна была государству за то, что меня кормили на хлопке

Эх. растеребили душу. Бетонные коровники, деревянные кривые нары, стук мотора вырабатывающего электричество, баланда из макаронов, вино и танцы в бараке у дев, прогулки до утра, сваренный чай и влажный сахар, фартуки почемуто чистые у дев и грязные у мужиков (стирали они их что ли), первый снег на поле и вкусные посылки от родных, анекдоты, карты, песни под гитару и календари-зарубки на всех вертикальных предметах. Все это воспринимается сей час так рамантично. Тогда было по-разному, запомнилось же все лучшее.

у нас (в ТашМИ) было одно преимущество. У нас бараки были смешанными. В половом плане. Правда, девушки спали на первом этаже и сооружали занавески.Ещё у нас практиковали ночные переклички. Тоже "фашистская" процедура. Выкрика "я или здесь" им было недостаточно. Обязательно фонарём светили тебе в лицо.К тому, что написал Александр я бы ещё добавил глубокие колодцы из бетонных колец, умывание из ковшиков и огромные закопчёные титаны для чая.
плюс еще туалеты: 4 бревна обтянутых мешковиной под открытым небом, а еще у нас были "комнаты гигиены": большая палатка со скамейкой на земле. Только я не помню, чтобы ее пользовали по назначению, т.к. однажды там кто-то помылся, а потом подскользнулся, упал и мыться надо было по-новой. А еще были поездки в баню по большим праздникам, на день рождение комсомола нас возили помыться

Это знаменитый хлопок 83 - все 75 дней
Советские рабовладельческие условия существования на сборе хлопка в Туркмении
когда 2 месяца без стрижки какая еще может быть голова?
ну у меня от природы такие волосы, а девки делали химию перед хлопком, и между прочим торчали волосы без всяких лаков, муссов и гелей
вся эта пыль с полей и грязь держали волосы лучше, чем после салона

Ну все ,чуть не разрыдалась , и у меня на голове на 1-м курсе такое было, а в баню нас первый раз повезли через 18 дней , на следующий день после бани мы зеркальце на поле взяли и смотрели какие мы чистые . А начесы на этой грязи держались просто супер ,кстати та баня была первой и последней , потом мы кое как мылись в палатке , у нас там лежала сетка от кровати , и первый мылся нормально , а последующие балансировали между тем чтоб свалиться в грязь и помыться .А колодцы это отдельная тема , когда мы приходили с поля воду можно было черпать , а дальше чтобы зачерпнуть воды приходилось держать кого-нибудь ныряющего за ноги .
Советские рабовладельческие условия существования на сборе хлопка в Туркмении
ну у нас на счет лака небыло проблемм, везли из ташкента сахар, и разводили круто на воде и все окей. а мыли волосы порой хозяйственным мылом , может кто и знает что волосы после этого не хуже чем от *Прелести* стояли дыбом, вроде как начес, но мыть надо было каждый день а то бошка чесалась, и при чем под проточной холодной водой. Везет пацанам у них прически у все были одинаковые.....а с румянами тоже небыло напряга, а помадой натерли щеки,и окей, тушь для ресниц*Черная роза*, пудра рассыпчатая *Маскарад*, тени для век серебрянка или золотая пыть смешанная с кремом для лица. Классная косметика на хлопке...

Советские рабовладельческие условия существования на сборе хлопка в Туркмении

Джизак 1982 года..Тогда было построже..Сбежали мы на институтском автобусе в Ташкент,обратно тоже на нём же,а нас и записали..Усекли как сбежавших,пропесочили..но вроде не исключили с института(слава КПСС)

жил в поселке в Ташкентской области, то хлопковая страда была усугублена этим фактором:
6 класс - до обеда уроки, после обеда сбор хлопка.7 класс утром на поле - вечером домой,8,9,10 классы выезд с раскладушками то есть с ночевкой в колхоз на 3 месяца.

Мы были в Джизаке в 1987году и тоже до снега. Жили в бараке в маленьком. Только наша специальность РСК в ТашПИ. 1 и 2 курс. На тот момент больше и небыло Роботехников. Я в тот год первый раз от родных так далеко и надолго уехала. Скучала и тосковала по родным еще как назло у папы что-то с машиной случилось и ко всем приезжали а ко мне нет. Худела по часам, потом поднялась температура, два дня выходила в поле с температурой, пока на грядке не свалилась. Вызвали врача, приехал студент из ТашМИ- старший курс. Измерил температуру и говорит:" Тебе замуж надо" Во - диагност! Приехали мои - все закончилось, поравляться тоже по часам стала.
Нары забыть не могу: девочки на первом, мальчишки на втором этаже. Ириски помню, ночами самый сладкий десерт.
А уже ближе к холодам моя мама приехала, зашла в барак посмотреть как мы живем, спим. Провела рукой по матрацу и ужаснулась. Мы то не замечали, а матрацы ведь все сырые были. Помню мама с папой прямо с хлопка в комитет Комсомола ТашПи приехали. Мама такой там разгоняй устроила, нам на следующий день буржуйку поставили. А какой-то мудрец там то ли кеды, то ли галоши сушить стал, так мы под утро чуть не угорели все. Вот такая жизнь.
Но все равно было весело.

Советские рабовладельческие условия существования на сборе хлопка в Туркмении

Вам то хорошо было, вы студенты были, а я и мои кореша на курсантский хлопок поехали, когда в Краснознамённом Ордена Ленина учились.Нас в октябре послали на хлопок, все роты училища. Старшаки, чтобы на хлопок не ехать, садились на "губу", потому что санчасть была забита "косящими" и реально больными. На "губе" было легче, чем на хлопке. Повезли нас в великолепную солнечную погоду в Аккурган, kолхоз Сегизбаева. Поселили в школе, в спортзале, спал прям под баскетбольным кольцом. Иногда хотелось разбежаться, и забросить виртуальный мяч в кольцо, но это пахло нарядом вне очереди и я отказывал себе в таком удовольствии. В первый день всех выстроили и установили план 50 кг за день. Я хрячил как проклятый, и под конец дня сдал 18. Откуда мне столичному парню про хлопок то знать, я то только впервые и увидел как он растёт. Старшина на вечерней поверке зачитал кто сколь собрал, и ротный заявил, кто мол меньше 30 кг собрал, те до часу ночи маршируют, а те кто меньше 20, то те на полевую кухню. В итоге на полевой кухне оказался весь Ташкент. У нас областные так собирали, аж по 80 кг за день ! А ташкентские... По концовке, мы на полевой кухне, обустроились и днём хлопок не собирали, а на грядках бессовестно спали, за что получали порции свежих армейских матюков от ротного и взводных. Ели с полевой кухни, спали на грядках, купались в раздевалках.... Однажды, кто-то спёр барана у местных, так там местные блатари, с понтом на разбор пришли. Да куда там, в тот момент припёрлась с хлопка, голодная и злая рота. Блатари увидев перед собой 100 пар десантских ботинков, поняли, что они и так довольно-таки тяжёлые, а если ещё 100 голодных и злых юнкеров, отличиков боевой и политической, потребует дополнительного барана, но уже на их похоронах, что в принципе двойной убыток. Пораскинув мозгами, местные решили получше стречь имущество и ушли. Второй случай произошёл на хирмане, где местные, не помню из-за чего, начали наезжать на нашего ротного, а он был парень горячий, как притаранил всю роту на хирман и давай права качать. Хирманщики орали, что будут жаловатся в военную прокуратуру, ротный их по матушке, да на двух языках, нам от того что волю дали весело стало, кто-то залез на кухню и мародёрничал... Вобщем подсудное дело. Но местные не стали портить отношения с офицерами, и потом накрыли им стол, а мы опять на полевую, перлятину варить. Так с матом, криком, полевой да бардаками, до конца и дотянули. Многие областные, что на хлопке ударничали, получили увольнительные, а ташкентские в казарме куковали."

Советские рабовладельческие условия существования на сборе хлопка в Туркмении

Источники: Дмитрий Гордон, интервью с Владимиром КАЛИНИЧЕНКО
Все фото,стихи и прямая речь с форума: Форум Эмигрантов Узбекистана, ХЛОПОК-Белое надежное ЗОЛОТО!

Хлопок - 2 https://soviet-life.livejournal.com/70493.html?page=1

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Здравое мнение. Еще один человек не стесняющийся высказывать то, что многие думают. С 2006 года консультант, затем Советник Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике. Классный чин: Государственный советник Российской ...
Когда живут рядом соседи и имеют в совместной собственности что-то - двор, колодец, коридор - они периодически ссорятся. То кот бабы Дуни нагадит под дверью Петра Николаевича, то Анастасия Пална не уследит за своими огурцами, они залезут на тын Одарки, а дед Грицько их поест. Бывает &nb ...
Хайди Клум с дочкой Лени вчера на улицах Манхэттана. src ...
Скандально известную Настю Рыбку обвинили в краже телефона, денег (2000 евро) и личных вещей - золото, брюлики. Заявление написано, ведется проверка. Полиция работает по Насте. Настя сама поскорее приехала в полицию. И поведала, что - "это всего лишь способ содрать с неё 2 тысячи евро". ...
Без прикрас Дискуссия в одном из предыдущих постов расширилась ещё до одной темы — управленческой компетентности Николая Второго (и, до кучи, Горбачева). Типа, как же можно николаевское управление назвать компетентным, если ...