Советские небожители.

топ 100 блогов zina_korzina02.06.2017
  • У Людмилы Петрушевской есть примечательный рассказ «Свой круг» - о метаниях и копаниях позднесоветской интеллигенции. Книги, музыка, тоска, эмиграция, пьянки, адюльтеры и амбиции — всё смешалось и создало невиданный доселе феномен. В 1960-80-х годах в нашем рабоче-крестьянском государстве сформировался особый...дворянский класс. В официозных публикациях его именовали «трудовой интеллигенцией» и задвигали куда-то в сторону, являя миру крепкий союз пролетариев с пейзанками. Дуэт Рабочего и Колхозницы никогда не нарушался присутствием «третьих лишних», вроде профессора, врача или МНС-а, то есть младшего научного сотрудника. Однако то был привилегированный класс — белые руки, тонкие пальцы, формулы и клавиши, разговоры о Кафке. Им прощалось многое, как всегдашним господам, — ирония, аполитичность и диссидентство. «Ничего что вы чужие, вы рисуйте...», - пел гуру и трубадур Булат Окуджава, и Советская Власть нехотя кивала: «Рисуйте...Пойте... Болтайте». Но — не слишком громко. Они созидали науку, искусство, ракеты, рифмы, домны. Их ненавидели и обожали. От них ждали подвоха. Их фиги в карманах казались игрой и — фрондой.

    Советские небожители.

    В Государственной Третьяковской галерее (на Крымском валу) сейчас проходит выставка Дмитрия Жилинского (1927 — 2015), которая называется «Ближний круг». Созвучно со «Своим кругом». Разве что манера подачи — иная. Петрушевская пишет карикатуру. Жилинский — почти икону. Герой один и тот же: русский советский интеллигент конца XX столетия. Картины Жилинского я помню с детства — они украшали развороты молодёжных журналов. «Это — наши современники», - указывалось в аннотациях к портретам, а мы видели боттичеллиевских девушек, рафаэлевых мадонн, длинноволосых студентов с лицами Орсини-Медичи-Сфорца и прочих небожителей. Они жили и работали рядом с нами. Более того — они были нами. Одетые по моде 70-х, со знакомыми книжками и в узнаваемых интерьерах, герои картин существовали в параллельном и — чарующем мире.

    Так, советские граждане с картины «Молодая семья» (1980) напоминают нам «Чету Арнольфини» Яна ван Эйка. Безусловно, тотального сходства здесь нет — имеется намёк, аллюзия. Если хотите — умный стёб. Для тех, кто понимает. Мужчина и его беременная жена — он держит её за руку. Фоном для Арнольфини служит круглое зеркало, где отражаются их фигуры. У наших современников — портрет эпохи Возрождения. Своеобразное зеркало — в него-то предлагалось вглядываться. Мы берём всё лучшее — у них. Мы — венец цивилизации. Хомо-советикус — высшая форма развития. Старинный дизайн в квартире молодых интеллигентов лишь подчёркивал преемственность. Тогда экспериментировали с формой и смыслом. Понятие «постмодернизм» считалось чем-то вроде ругательства, зато само явление процветало, никем не укрощаемое...

  • Оставить комментарий

    Архив записей в блогах:
    Водная стихия разбушевалась. Давненько Россия-матушка не помнит таких наводнений, как весной этого года. Да и не только в нашей стране проблемы водного характера – Большая вода ...
    Если вы еще этого не видели. А если устали от шуток про корону, то проходите мимо. ...
    Два замечательных кулинарных мастера, Ольга Деффи и Маша Резнор кулинарные посты которых я давно читаю с радостным изумлением и завистливым восхищением, создали кулинарную Школу модерниста и продумали цикл занятий. Модернисткой свою кухню ведущие называют модернисткой, т.к. опираясь н ...
    Жимолость поспела :) Куст в окрябре сажали и первые ягодки готовы :) - теперь хоть знаем какая она будет Вкусная с легкой кислинкой :) ...
    Уморительно смешная история из наших рунетов всплыла на поверхность за прошедшие выходные. В середине дня в субботу 14 сентября известный читателям этого журнала агент Несмиян поплакался в своей «Телеге», что ему пришлось давать пояснения дознавателю по поводу доноса другого известного ...