­
­

Советские небожители.

топ 100 блогов zina_korzina02.06.2017
  • У Людмилы Петрушевской есть примечательный рассказ «Свой круг» - о метаниях и копаниях позднесоветской интеллигенции. Книги, музыка, тоска, эмиграция, пьянки, адюльтеры и амбиции — всё смешалось и создало невиданный доселе феномен. В 1960-80-х годах в нашем рабоче-крестьянском государстве сформировался особый...дворянский класс. В официозных публикациях его именовали «трудовой интеллигенцией» и задвигали куда-то в сторону, являя миру крепкий союз пролетариев с пейзанками. Дуэт Рабочего и Колхозницы никогда не нарушался присутствием «третьих лишних», вроде профессора, врача или МНС-а, то есть младшего научного сотрудника. Однако то был привилегированный класс — белые руки, тонкие пальцы, формулы и клавиши, разговоры о Кафке. Им прощалось многое, как всегдашним господам, — ирония, аполитичность и диссидентство. «Ничего что вы чужие, вы рисуйте...», - пел гуру и трубадур Булат Окуджава, и Советская Власть нехотя кивала: «Рисуйте...Пойте... Болтайте». Но — не слишком громко. Они созидали науку, искусство, ракеты, рифмы, домны. Их ненавидели и обожали. От них ждали подвоха. Их фиги в карманах казались игрой и — фрондой.

    Советские небожители.

    В Государственной Третьяковской галерее (на Крымском валу) сейчас проходит выставка Дмитрия Жилинского (1927 — 2015), которая называется «Ближний круг». Созвучно со «Своим кругом». Разве что манера подачи — иная. Петрушевская пишет карикатуру. Жилинский — почти икону. Герой один и тот же: русский советский интеллигент конца XX столетия. Картины Жилинского я помню с детства — они украшали развороты молодёжных журналов. «Это — наши современники», - указывалось в аннотациях к портретам, а мы видели боттичеллиевских девушек, рафаэлевых мадонн, длинноволосых студентов с лицами Орсини-Медичи-Сфорца и прочих небожителей. Они жили и работали рядом с нами. Более того — они были нами. Одетые по моде 70-х, со знакомыми книжками и в узнаваемых интерьерах, герои картин существовали в параллельном и — чарующем мире.

    Так, советские граждане с картины «Молодая семья» (1980) напоминают нам «Чету Арнольфини» Яна ван Эйка. Безусловно, тотального сходства здесь нет — имеется намёк, аллюзия. Если хотите — умный стёб. Для тех, кто понимает. Мужчина и его беременная жена — он держит её за руку. Фоном для Арнольфини служит круглое зеркало, где отражаются их фигуры. У наших современников — портрет эпохи Возрождения. Своеобразное зеркало — в него-то предлагалось вглядываться. Мы берём всё лучшее — у них. Мы — венец цивилизации. Хомо-советикус — высшая форма развития. Старинный дизайн в квартире молодых интеллигентов лишь подчёркивал преемственность. Тогда экспериментировали с формой и смыслом. Понятие «постмодернизм» считалось чем-то вроде ругательства, зато само явление процветало, никем не укрощаемое...

  • Оставить комментарий

    Архив записей в блогах:
    1. Умирающий сирийский мальчик: «На всех вас пожалуюсь Богу, всё ему расскажу!» 2. Пилот, бомбивший Сирию, погиб в ДТП со своей семьей ...
    Житель ЮАР очнулся в морге через несколько часов после того, как его семья решила, что он умер, чем очень сильно напугал персонал морга. Этот курьез стал поводом для обсуждения в англоязычном Интернете. Многие считают подобное поведении ...
    Друзья, когда в Екатеринбурге на набережной вместо чугунных фонарей поставили пластиковые с пенонаполнителем , я думал, это досадное недоразумение... Может быть, фильм какой снимали, декоратор забыл убрать реквизит... Но выясняется, что это была не ошибка. С разных уголков страны ...
    Сегодня на одном ресурсе попалась статья, которая может пригодится в дальних путешествиях. Осторожно! 5 важнейших признаков того, что дальше ехать нельзя Олег Радул — опытный путешественник. Недавно в автомобильной аварии он потерял своих друзей. И написал очень хороший текст-предупрежд ...
    На пороге. На подходе.  Причины разные — зачастую это тупые причины 3Д. Косо взглянул, не то про меня королеву сказал — написал ... Ну или иная шняга 3Д программы Эго. 2024.  Как к этому относится ?  Да никак. Вопрос — этот мир ( ПВК ) материален, зачем нам эзотерика ...