Сошлось
roizman — 30.07.2013 Когда-то в 1988 году замечательный художник Витя Махотин, мой добрый товарищ, подарил мне оклад очень высокой работы.Я ему говорю:
- Витя, а чего мне с ним делать-то?
А он говорит:
- А ты отдай Валере Дьяченко, он тебе под этот оклад икону напишет.
И я отдал оклад Валере. И забыл. А Валера вскорости уехал в Верхотурье восстанавливать Крестовоздвиженский собор.
Они потом долго там жили. Иконы писали. В начале девяностых к ним Рома Тягунов приезжал. Скрывался там. Несколько хороших стихотворений написал.
В 2000 году ко мне пришел один собиратель и предложил невьянскую икону Воздвижение Креста очень высокого уровня. 1760-х годов. Оранжевый цвет в архитектуре чрезвычайно редок. Это крокоид. Эндемик. Встречается только в одном месте, в районе Березовского. В невьянской иконе встречается с 1762 года, а известен с 1766. А Крестовоздвижение у старообрядцев означает обращение язычников, или победу над иноверцами.
Вообще в Невьянской иконе это единственное Воздвижение Креста XVIII века. B запросил он с меня 25 000$. Мне икона очень понравилась, но цена была несусветная. В то время за 25 000$ в Екатеринбурге можно было купить две трешки. Но это даже хорошо, что он столько запросил, потому что на него все смотрели, как на сумасшедшего, и икону у него так никто и не купил.
И он пропал у меня из виду. И я не знал, как его найти. Но икону всегда помнил.
А в 2008 году ко мне приехала Лена Дьяченко, художник и реставратор, жена Валеры, и говорит:
- Слушай, ты нам когда-то давно оклад отдавал. Мы все про него забыли, а я тут порядок наводила и нашла.
Я взял оклад и рассмотрел его внимательно. Это латунь. "Зеленая медь". В XVIII веке эти оклады делали здесь. Меднопосудные фабрики стояли в Быньгах, в Невьянске и в Тагиле. Владели ими Демидовы. А по ту сторону хребта с медью работали Суксун (Демидов) и Нижнеиргинск (Осокин). Первые русские самовары сделали, кстати там. А вообще в средине XVIII века девять из десяти русских медных изделий были изготовлены на уральских заводах.
У меня есть похожий оклад, который точно сделан в Быньгах.
Повертел я этот оклад, вздохнул - замечательный предмет, но куда он мне без иконы? И положил его в кладовку.
И забыл.
Проходит несколько дней. И вдруг ни с того, ни с сего заявился тот парень с иконой, которого уже все считали сумашедшим.
А он помнил, что тогда загрубил насчет двадцати пяти тысяч, и в этот раз попросил двенадцать. В результате я купил эту чудесную икону за десять. И когда взял в руки, у меня вдруг замерло сердце, и я похолодел от предчувствия. Я положил икону на стол, и полез в кладовку за окладом. Да! Это с нее.
Вы скажете, так не бывает. Да я знаю. Но иногда случается.
Икона эта была очень сложная в реставрации. Много черневой разделки, местами глубоко выдран левкас, так что в ноль уже не вывести, и не восстановить золотое покрытие. Мало того, она была под толстым слоем темной олифы.
Вот фотография иконы после раскрытия.
Вот законченная икона. Реставрация только по тонировкам заняла 220 часов.
А вот оклад. Он проработан вручную и на нем остались следы горячего золочения.
Это памятник, отмеченный высоким вкусом и уровнем исполнения, сделал бы честь любой экспозиции русской иконы. Можете зайти посмотреть.
Думаю, жара спадет, если вам будет интересно, готов прочитать нескучную лекцию по невьянской иконе.
|
</> |