Солярис (СССР, 1972)

топ 100 блогов o4enlichnoekino30.10.2018
Солярис (СССР, 1972)

Солярис

Режиссер Андрей Тарковский

СССР, 1972 год

Когда этот фильм посмотрел автор одноименного романа Станислав Лем, он его категорически не принял. Он писал о своем, а Тарковский сделал кино о своем. Два великих одиночества не поняли друг друга.

Вы же помните сюжет, правда? Над отдаленной планетой крутится орбитальная станция. Планету покрывает Oкеан, больше на ней нет ничего и никого. В станции, над планетой – ученые, которые планету изучают. Тем временем на Земле становится все менее понятно, стоит ли тратить финансы на поддержание станции в рабочем состоянии и вообще – нужен ли и людям, и науке этот самый Солярис?

К ученым вылетает психолог Крис Кельвин и обнаруживает, что один из троих покончил с собой, а двое других пребывают в полном неадеквате, хоть и по-разному. А под ними колышется Океан, про который поговаривают, что он и есть инопланетный разум, который человек так хочет увидеть и никак не может. В первую же ночь к Кельвину является жена, которая давным-давно покончила с собой. И во вторую. И в третью.

«Дело не в советской власти, а в собственном несовершенстве», - сказал когда-то великий пьяница советского кино Геннадий Шпаликов. Посмертную книгу Шпаликова оформлял Михаил Ромадин, бывший художником-постановщиком на «Солярисе». Всех троих нет в живых, и спросить не у кого, о чем же Тарковский снимал фильм? Мне Ромадин рассказывал, что по первости Андрей Арсеньевич хотел убрать из кадра все приметы внеземного-космического, вплоть до того, что настаивал: окна на станции должны быть земными, с форточками и шпингалетами – но потом от этой идеи отказался. Не знаю, какой из этого сделать вывод.

Лем честно сказал, о чем его роман: о первой встрече с неизвестным и непонятным. Может быть, лукавил. Тарковский говорил, что его фильм – о том, что нравственность и мораль мы уносим с собой туда, куда отправляемся. Может быть, ошибался.

Думаю, «Солярис» стал первым для Тарковского опытом в выражении кинематографическим путем собственного несовершенства. Он взыскивал невероятных моральных и художественных высот, а сам был человеком неприятным во многих отношениях, чем, скорее всего, сам мучился, как и многим другим – но тут «Мартиролог» читать надо, а это не самое приятное чтение.

Но о несовершенстве. Нельзя не согласиться — мы уносим с собой куда угодно (в том числе и в космос) свою мораль и нравственность, но и грехи свои уносим тоже, все свое – при нас. И Океан ни при чем. Он просто с любопытством транслирует герою Донатаса Баниониса, сыгравшему Кельвина, героиню Натальи Бондарчук, которую вытащил из его виноватой памяти. Тарковский, наверное, думал об Океане как о планетарных размеров совести. Лем думал по-другому. А в фильме все вообще оказалось по-третьему.

...Тарковский очень любил академическое искусство, классические артефакты – картины Рембрандта, музыку Баха, например. В коде картины все это слилось воедино: Кельвин возвращается к отцу и на пороге отчего дома падает на колени перед ним, застывая в позе блудного сына с одноименного  рембрандтовского полотна; звучит Бах, а потом камера подымается вверх, и мы видим, что ни на какой не на Земле они, а плывут на крохотном островке в солярисовском океане. Многозначительный финал, достаточно изящный при всей своей прямолинейности; лет двадцать пять кряду он был постоянным предметом обсуждения и восхищения интеллигенции; мне же он представляется ходульным и излишне выспренним.
С другой стороны, если вспомнить несколько строчек того же Шпаликова, то все почему-то становится логичным и законченным.

По несчастью или к счастью,

Истина проста:

Никогда не возвращайся

В прежние места.

Даже если пепелище

Выглядит вполне,

Не найти того, что ищем,

Ни тебе, ни мне.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сегодня мы пропустили не только утренний мюнхенский бал. Я также умудрилась не попасть на второе занятие по горячей йоге. Я заранее записалась на занятие, собрала вещи и за 40 минут до начала занятия выехала. За 25 минут я доехала, а дальше начались мои злоключения. В пятницу парковок ...
Эту квартиру приобрели Anna и Eugeni Bach, архитектор Bach Arquitectes . Авторы проекта не сразу обратили внимание на керамическою плитку на полу, лепнину на потолке и фактурные деревянные рамы и наличники. Что неудивительно, так как дом не видел ремонта с 1910 года. Площадь квартиры ...
Правда ли, что Виагра все-таки лучше Силденафила и прочих аналогов? О том, как (и ради чего) вас обманывают в аптеке. Почему Корвалол запрещен в странах Европы? На что ни в коем случае нельзя тратить деньги? Об этих и многих других секретах аптечного бизнеса изнутри. Человек приходит в ...
...
К предыдущему посту « Материалы для Нюрнберга » Во время план-демии удалось уговорить знакомого парня не давать согласия врачам белым халатам отправить его отца на ИВЛ в ковидарии. Использовал статистику смертности после этой процедуры в сравнении со статистикой смертности от ...