СОЛОМОН ХЕЛЬСИНГ
leit — 10.01.2010 Окрыленный тем, что на большие экраны вышел фильм "Соломон Кейн", я помчался в кинотеатр и спешно закупил билет на самое козырное место. Ну как же: любимый персонаж из рассказов Роберта Э. Говарда, суровый пуританин в черном, неотразимой шпагой карающий зло повсюду... Увидеть такое мне было просто необходимо.Я устроился в кресле поудобнее, погас свет и на экране началось...
Нечто.
* * *
Итак.
"С рождения Кейн пай-мальчиком был. Имел Кейн хобби..." Стоп, это не отсюда.
Значит, жил-был Соломон Кейн, отморозок, моряк и большой любитель золота во всех его проявлениях. Имел Соломон команду головорезов, с которыми грабил все, на что только падал его жадный взгляд. Уже на этом месте я слегка насторожился, пытаясь припомнить похожее в рассказах Говарда. Ну да, был моряком, верно...
Потом к Соломону Кейну пришел назгул со световым мечом, съел с помощью замотанных в ветошь зеркал всю команду головорезов и объявил Солу, что его душа давно проклята и сейчас он ее заберет. Потому как товарищ Кейн давно живет в кредит, а Дьявол - это вам не ипотека, чтобы на халяву. Сказал и стал махать пылающим лайтсэйбером, на что Кейн просто и изящно выпрыгнул в окно, чем страшно озадачил Дьявола и спасся из его лап.
Прошел, как водится в кино, сразу год.
Соломон Кейн, весь покрытый невнятными татуировками, с оберегом-крестом, выжженным во всю спину (слово "ТАНК" тогда еще не знали) спасается от Дьявола в удаленной обители где-то в Англии. Изо всех сил непротивляясь злу насилием и напрочь забыв про золото и пороки. В обители красиво идет снег. Это - единственное красивое во всем фильме. Но и тут Соломону нет покоя, потому что настоятель, которому третьего дня видение было, изгоняет его из обители. Иди, мол, домой, у тебя свой замок есть, ты же аристократ, в конце-то концов! Кейн упирается, но вдруг оказывается уже в плаще, рубище, с посохом, да еще и бредущим по дороге.
На этом месте Говард вскричал в первый раз, но крик его с того света не был услышан сценаристом.
Непротивляясь злу, Кейн оказывается свирепо ударен по голове суковатой палкой, за второй конец которой держался какой-то бандюган. Ловко избавившись от необьходимости объяснять, что было дальше, режиссер сделал так, что в себя наш герой пришел в повозке добрых пуритан, едущих по своим делам. Пуритане опрятны, чисты, с хорошими зубами. ОБРАТИТЕ НА ЭТО ВНИМАНИЕ, я настаиваю!
Потом герой долго и утомительно едет, идет, беседует, останавливается на привалы, рубит дрова и варит суп. В процессе одной беседы дочь пуританина робко говорит ему: "Я тут, пока мы три часа едем в повозке, сшила Вам чистую одежду, а то ваша уже того..." Через несколько секунд Соломон Кейн оказывается одет во все свежее, включая черную кожаную безрукавку, умело простроченную, проклепанную, с изящными застежками и люверсами. "Али ты себе сосватал цельный ткацкий комбинат?" - ошеломленно промолвил я на этом месте, и соседи неодобрительно на меня покосились.
Далее хорошая Англия кончается и начинается плохая. Кругом дождь, сырость, грязища выше колена, виселицы на каждом шагу, каркающие вороны, обгорелые трупы, маленькие девочки, превращающиеся в злобно-испитых демонов (в стиле "Зловещих мертвецов" Сэма Рэйми) - и на каждом шагу разбойники и работорговцы. То направо волочат клетку, набитую мокрыми людьми, то налево. То прямо, то косо. Герой то противится злу, то нет, пытаясь понять, тварь ли он дрожащая, или и так проканает. Пока он это понимает, почти всю семью добрых пуритан режут - со зверским мясным хэканьем, шутками и прибаутками. А чо они?
Опуская ряд подробностей утомительного сюжета, наполненного чавканьем раскисшей грязи и постоянным косым дождем, возведу я очи горе и воскликну в муке: Господи! Доколе?
Доколе режиссеры таких фильмов будут показывать нам одно и то же? Если это злодеи, то они непременно одеты или в потертую в черную кожу с обилием ремней, пряжек и застежек, или в страшные ремки со свалки; они косоглазы, гнилозубы, длинноруки, передвигаются, точно жабы, в великом изумлении вставшие на задние лапы. Они вооружены только дровяными топорами на кривых неокоренных древках и ножами класса "кишкодёр". Они грязны с ног до головы. Впрочем, столь же грязны и неповинные крестьяне, а также второстепенные положительные герои, исключая некоторых женщин. Главный положительный герой чист и белозуб, но нечесан и постоянно под дождем, который красиво стекает по черной коже его пошитого в повозке обмундирования. Точь в точь Ван Хельсинг, тем более, что и актеры-то похожи. А Главный отрицательный герой ездит на черном жеребце, на лице носит маску, вооружен зловещим мечом, молчалив и внушает ужас. Хорошо, что их не девять, а то дежа-вю меня бы не отпустило до конца сеанса.
Замок, некогда принадлежавший семье Кейнов, представляет собой мокрые развалины размером в четыре каменные халупы - зато с подвалами, запутанными как Аджимушкайские каменоломни, не меньше.
Особенно мне понравилось, как главный герой, которого вороги распяли на кресте (Конан, привет!) тут же, не успели они уехать, с креста самостоятельно снялся, чтобы возглавить восстание против злого колдуна Малахая. Действительно, почему бы и нет? Что касается имени колдуна, я не виноват, так в кино говорили.
Вообще, Кейн в фильме себя раздумьями не обременяет. Здорово смотреть, как он выпускает в запутанном темном подвале из темницы забитых крестьян, командует им: "Бегите, спасайтесь!" - и они бегут, сердешные, мечутся по экрану туда-сюда. Куда бежать-то, никто не сказал.Кроме того, просто глаз радуется, когда наш Соломон, заверив своих соратников, что в лоб штурмовать собственный замок малыми силами он не намерен и через главные ворота не пойдет - со всей шоблой вылазит из люка точно посредине центрального замкового двора чуть позади этих самых ворот. "Ничо так, без палева!" - бодро заметил мой сосед слева.
Final battle с колдуном-Малахаем, лицо которого зачем-то покрыто строчками газетного шрифта "готик", тоже доставляет много радости. Когда из зеркала прямо на Кейна полезло чудище обло, огромно и дохнуло искрами, - я протер глаза, зарыдал и затрясся в кресле, рассыпая вокруг себя попкорн. Говорю вам - это был тот же самый Балрог, что и в первой серии "Властелина Колец", только без крыльев. К сожалению, Соломон подвел - он не встал в гордую позу и не закричал: "Темное пламя Удуна не поможет тебе!", - а просто застрелил колдуна из пистолета. Повторив тем самым остроумный ход Индианы Джонса.
Потом выглянуло солнце, и Зло отступило, а Соломон надел чорную шляпу и красиво поскакал бороться с остатками Зла. Тут должна была бы зазвучать песня про Зорро, но почему-то не зазвучала.
* * *
Есть особый талант, он дается не каждому. Это - талант взять конфетку и сделать из нее полное говно. Что и получилось в данном случае. Ухитриться превратить блестящие, полные неповторимой атмосферы рассказы Роберта Говарда в основу для среднего, одноразового фэнтези-боевичка - вот это талант. Режиссер фильма "Соломон Кейн" высоко держит знамя такого мастера, как Уве Болл.
Несомненно, дело в надежных руках. Тем более, что это - только лишь первый фильм грядущей трилогии. Волосы при этой мысли встают дыбом.
Диагноз: посмотреть и забыть.