Солдатская собачка.

В те времена даже обычные люди совершенно не умели вести себя перед фотоаппаратом, а уж солдаты и подавно. Так что они часто позировали вытянувшись "во фрунт", и только пёсик добавлял снимку немного юмора.

Разнообразие четвероногих друзей было впечатляющим, в студиях можно было встретить кого угодно, от мохнатых болонок до плюшевых джек-рассел-терьеров.


А один светописец из Москвы заказал себе чучело из дворняжки, вышло дёшево и сердито. Набивная Жучка позировала много лет, пока со временем её не съела моль, (на правом снимке можно заметить, что у неё появился преемник).

Пёсики хорошо смотрелись как на парных снимках, так и на групповых. Вислоухие мордочки забавно диссонировали с напряжёнными лицами рядовых и унтер-офицеров.

Если у фотографа не было подходящей собачки, в кадр добавлялась птичка или кошечка, а порой то и другое сразу.

Здесь мы видим очень странный кадр: фотограф явно потратил немало времени, чтобы решить проблему занятости рук людей из первого ряда, у которых не было сабли. Двоим слева он дал альбом и цветочек, а вот потрёпанный голубь почему-то достался мужику в центре. Хотя логично было бы дать птичку тому, кто остался с пустыми руками.

Иногда для веселья использовалась маленькая куколка. Ополченцы с радостью брали игрушку в руки, и позировали с ней на память. Если среди позирующих обнаруживалась маленькая девочка, обязанность держать игрушку доставалась ей.


В СССР манера фотографировать солдат с игрушками сохранилась. На снимке красного кавалериста с женой собачку почти не видно, но она есть.

Помимо кукол, в кадре стали появляться плюшевые медвежата, а один сержант послал маме двусмысленную карточку "На память из Кореи".

В стране перманентного дефицита достать подходящую собачку было непросто, так что провинциальные фотографы налегали на разнообразных медвежат.

Дембелям-артиллеристам однажды даже пришлось фотографироваться с зайчихой, одетой в платьице с горошками.


В общем, традиция снимать солдат с детскими игрушками существовала больше ста лет, трансформируясь и видоизменяясь.
Удивительно, но однажды в такой фотосессии поучаствовал и я сам. Шёл 1989-й год, и я в рядах войск СМЧМ отдавал Родине долг, хоть и не помнил когда у неё одалживал. Карабахский конфликт только-только разгорался, и нас забросили в прекрасный город Ереван. Патрулируя улицы, мы всем составом наряда зашли в ателье с намерением сфотографироваться.
Пожилой дядька-армянин мгновенно расположил нас на невысоком подиуме, отошёл, посмотрел, и вдруг неожиданно выхватил откуда-то двух надувных зайцев. Он поставил их по бокам, и сказал — Пусть будет, просто для веселья! — и нажал на кнопку.

Так советский фотограф, трудившийся в Ереванском Фотокомбинате на Себастия 66, подарил мне личную встречу с той давней традицией.
|
</> |