Социализм и айфон
chaotickgood — 30.09.2012
Прочёл тут посты
Якобинца и
Коммари о
социализме и айфонах. Как ни странно, я согласен с обоими.
Якобинец пишет, что коммунистическая пропаганда должна стоять
на твёрдом материалистическом фундаменте, не обращаться к
идеалистическим конструктам, и желательно опираться на разумную и
реалистичную "переходную программу". В этом он прав. Кстати,
множество людей вокруг являются стихийными социалистами, которые не
осознают себя таковыми в первую очередь потому, что никоим образом
на ассоциируют и не желают ассоциировать себя с тем, что Якобинец
назвал "этнографической солянкой".
Коммари в свою очередь пишет о том, что капитализм ведёт
планету к экологическому и всякому другому краху, и что если смена
строя наступит в результате этого, то падение уровня жизни окажется
неизбежной частью процесса. Это мысль верная и даже отчасти
банальная, однако кроме неё Коммари
затрагивает и другую тему.
не будет айфонов при социализме, вот в чем штука
потому что социализм не есть, конечно, строй сознтельной
бедности (казарменный социализм бедных мы отвергаем), но это точно
не общество, смыслом которого является создание все новых и новых
потребностей.
Социализм определённо не общество, смыслом которого является
создание всё новых и новых потребностей. Я полагаю, что
социалистическим (даже в широком смысле) можно назвать только такое
общество, в котором главной ценностью человека являются
другие люди. На самом деле, я думаю, это так в любом
обществе, просто в классовых обществах это здоровое стремление к
другим людям подавляется и извращается, принимая уродливые и
гротескные формы. То же престижное потребление, которое, как я
понимаю, Коммари
имеет в виду под словом "айфон", восходит именно к нему.
Вероятно, более здоровое (то есть более солидарное) общество
позволит людям стремиться друг к другу без таких сложных и
невротических ритуалов, как престижное потребление. И вообще модель
потребления (и материальных, и духовных продуктов) неизбежно
изменится, станет более коллективистской и менее отчуждающей, чем
нынешняя.
Однако, не могу не отметить, что критика общества потребления
(так же как критика демократических протестов или современного
искусства) всегда несколько двусмысленна. Общество потребления, как
и капитализм вообще, надо преодолеть. Вырасти из него. Попытка же
отменить или запретить ведёт нас в прошлое - к феодализму,
духовности и прочим небуржуазным радостям. Поэтому я предлагаю
подходить к вопросу с максимальной осторожностью. Когда кто-то
начинает с неожиданной легкостью разделять чужие потребности на
истинные и ложные, здесь как будто проступает первый знак
Саудовской Аравии.
А рекламировать социализм с точки зрения того, что там не
будет айфонов, дело, конечно, бесперспективное. Говорить следует о
том, что там будет. О свободе, равенстве и
солидарности.
И конкретных механизмах их обеспечения.