Собор Воскресения Христова (Воскресенский собор) на Борисоглебской стороне


Собор Воскресения Христова (Воскресенский собор расположен на Борисоглебской стороне Тутаева, на берегу Волги. Поставленный на высоком месте, крупный собор служит архитектурной доминантой города.

Построен Воскресенский храм Тутаева, на намоленном месте. Первый храм на этом месте появился предположительно в 1238 году . Затем здесь стоял деревянный храм во имя Бориса и Глеба, по которому и называлась слобода.

В 1652 году была выстроена каменная шатровая с трапезной и двумя приделами церковь, которая была освящена 24 июля 1652 года.

Однако уже в 1670 году было принято решение построить более крупный храм, который намеревались сделать уже двухъярусным. В ходе реконструкции первоначальный замысел был существенно изменён. Собор был существенно расширен и вместо храма с трапезной был выстроен четырёхстолпный крестово-купольный и пятиглавый собор, с тремя крытыми галереями, объёмным крыльцом.

Стены собора были украшены кокошниками, пучками полуколонн и сложными карнизами. По углам храма - колонны с перебором из каменных бусин и ярославские поливные изразцы. Богаче всего украшен южный фасад собора - рассчитанный на восприятие с главной исторической дороги Борисоглебска - улицы Ярославской.

Особенность храма — богатые росписи наружных стен. Стены центральной части заканчиваются ложными закомарами, поверхность которых была заполнена фресками XIX века, кроме того, на стенах имеется ещё несколько росписей иконописного типа

Например, можно отметить образ святителя Николая Чудотворца, расположенный на южном фасаде храма, на стене одноимённого придела.

Наружные фрески храма неоднократно переписывались масляной живописью.





Храм, освящённый в 1675-м году, после перестройки сохранил колокольню, ограду и Святые врата.

Святые ворота, включенные в каменную ограду собора, представляют собой простой объем, прорезанный аркой входа, увенчанный постепенно уменьшающимися вверх ярусами четвериков.

На верху последнего из них поставлена совершенно игрушечная по размерам луковичная главка на восьмерике. Считается, что архитектурные формы Святых ворот Воскресенского собора предвосхищают идеи зодчества петровского времени.

Колокольня стоит в некотором отдалении от храма, на высоком береговом спуске за алтарями. В XVIII веке верх колокольни был перестроен, вероятно, из-за плохого состояния прежнего, в результате чего она стала несколько ниже.

Раньше на стене колокольни размещались часы с боем, от которых внутри башни сейчас остался только механизм, а сами часы утрачены.

Старинные колокола на звоннице до нас не дошли, а новые были изготовлены совсем недавно.

После строительства собора в слободе были разобраны некоторые ветхие церкви, убранство которых было перенесено в Воскресенский собор.


Зимний (нижний) храм освящён во имя Пресвятой Богородицы, и в честь её иконы "Одигитрия".


Летний (верхний) храм освящён в честь Воскресения Христова.



В советское время храму крупно повезло: он не закрывался, службы в нём продолжались.

Воскресенский собор в полной мере сохранил свою древнюю архитектуру, иконопись, стенопись и церковное убранство. В соборе сохранилось множество древних икон и образцов деревянной скульптуры. В летнем храме сохранился в первозданном виде резной золочёный "флемский" иконостас в семь рядов.

Деревянный иконостас собора с тонкими золочеными раскладками создан позже самого здания, в конце XVII - начала VIII века, но отличается от иконостасов этой эпохи отсутствием излишней пышности, свойственной стилю барокко, благодаря чему он органично сочетается с росписями XVII века.

Одна из наиболее почитаемых икон собора — огромный трехметровый поясной образ Спаса Всемилостивого. Лик Спасителя на ней занимает основную часть иконы, а благословляющая рука и Евангелие оказываются непропорциональны ему — возможно, изначально иконописец планировал изобразить «Спас Оплечный». Первоначально икона помещалась в куполе, она была как бы небом храма, но потом её спустили вниз, да так и оставили. Лик спасителя ныне плохо виден: время неумолимо даже к святыням. К тому же на состоянии образа сказалась привычка протирать картины маслом для лучшей сохранности. В итоге икона потемнела. Но, если присмотреться, можно различить поясное изображение Иисуса: правая рука поднята для благословения, левая держит раскрытое Евангелие, а глаза, полные скорби, обращены к каждому из молящихся.
Это намоленная икона, обладающая мощнейшей энергетикой, которую невозможно не почувствовать. Для того чтобы просьбы исполнились, нужно соблюсти определённый ритуал, а именно: трижды проползти на коленях под чудотворной иконой под которой устроен специальный проход, не забывая при этом молиться.
Чудотворная икона - самый большой в мире образ Спаса Вседержителя - была написана в начале XV века святым преподобным Дионисием Глушицким (по другой версии - Дионисием Ферапонтовским). В 1749-м году икону увёз в Ростов Великий митрополит Арсений, боясь старообрядческого возвышения в Тутаеве - этот образ был особенно почитаем старообрядцами, коих в городе, действительно, было немало. Вернуть икону в Борисоглебск удалось только в 1793-м году.
В честь обретения чудотворного образа по сей день раз в год - в воскресенье перед днём Ильи Пророка (2-е августа) с иконой, которую устанавливают на специальные носилки и несут 10 паломников, совершается крестный ход по всем храма города - то есть и по левобережью. Туда икону сплавляют о Волге на пароме.

Важной святыней храма является Распятие, врезанное в икону с предстоящими Богородицей, Марией Клеоповой, Марией Магдалиной слева, Иоанном Богословом и Лонгином Сотником справа. Оно относится, предположительно, к XV—XVI векам и, по преданию, было найдено на берегу Волги. Распятие выполнено в условной, отчасти геометрической манере.

Святыней храма является надпрестольная сень и резной киот со скульптурным изображением Николы Можайского, созданные в 1654 году, которые представляют собой уникальный образец русской деревянной пластики. Основания сени выполнены плоской резьбой в виде шестикрылых серафимов, створки киота в виде сквозной решетки со стилизованными цветами. Скульптура в очень хорошей степени сохранности, она несколько архаична, но не лишена динамики. Правая рука святого сжимает достаточно короткий изогнутый меч, занесенный над головой, а в левой руке некогда находилась модель храма. До сих пор в храме сохранилась традиция менять святителю Николаю, в зависимости от праздника, разного цвета ризы и шитые бисером тапочки. На голове святителя одета шитая золотыми нитями митра конца XIX — начала XX веков, которая в советское время едва не была утрачена.

В храме находятся четыре образа Тихвинской иконы Божией Матери.

Основные святыни храма, как и огромный образ Спаса, каждый год переносят между летним и зимним храмами.


Воскресенский собор удивительный Российский православный храм в Тутаеве и прекрасная достопримечательность России.

|
</> |