"Собибор": смотрела предвзято


Я писала неделю назад о том, что собираюсь на показ по приглашению ЖЖ и обсуждение дебютного фильма Константина Хабенского "Собибор". Да на показ так и не попала.
В Москву прилетели мои родственники из Израиля. Прогулявшись с ними полдня, поняла: город к пожилым иностранным туристам пока не готов. У таксистов плохо с языком и хорошо с аппетитом, выбрать маршрут с минимумом ступенек - та ещё задача. Да много всего. Отдельная тема. Поход на показ срочно пришлось отменить.

Но только в этот день. Так совпало, что история лагеря Собибор - косвенно касается истории моей семьи. Каждый человек - пазл. Пазл из тех, кто был до. От родителей, бабушек и дедушек, далее, далее. Во мне, такой Тутэйшай, есть четверть еврейской крови, без которой мой персональный пазл бы не сложился. Бабушка Ирэна - единственная, кто выжил семьи Шайнескример (той её части, которая не уехала на Ближний восток, а осталась в Варшаве). Первое гетто, в Варшаве, бабушку успели вывезти. Второе гетто в Остроге - бабушку вытолкали через печную трубу... После 14-летнюю Ирэшку и ещё одну девчоночку прятала украинская семья (Ирэна Иосифовна позаботилась о том, чтобы их назвали Праведниками, это было очень важно в 90-е).
Мои сегодняшние гости - бабушкин кузен с супругой, избежавшие войны потому, что их родители в конце 30-х отправились осваивать пустынную землю, которая в 1949 году станет государством Израиль.
Вернусь в кино. 9 мая я проводила гостей в Большой театр на балет, а сама спустилась на Новокузнецкую и успела купить билет на фильм. Зал был полон.
Я очень уважаю Константина Хабенского как актёра, но настроена на фильм была довольно предвзято. По описанным выше причинам. Знаю, что фильм окрестят русским "Списком Шиндлера", но очень хотела бы предостеречь от этого штампа. Тема - да, схожа, но фильм не о том. Совсем другой.
По стилистике мне фильм напомнил польскую школу, не из-за литовской локации и польских актёров - по подходу к образу, вниманию к деталям.
Режиссёру Хабенскому удалось то, что далеко не часто получается в современном нашем кино.
Недаром в сценарных титрах числится много авторов. Это коллективная многогранная работа над характерами. Вижу очень сильную экспозицию героев, прописанные характеры, драмы, судьбы. Мне далеко не всё понравилось по развитию сюжета, но я не могу не отметить шикарную экспозицию истории. Разные, отдельные человеки и судьбы. Мне уже который день почти снится ювелир с кольцом жены. Это история локальнее... нет? даже шире ужаса Собибора. Это персональная история его малодушия, предательства и искупления...
Две абсолютно прекрасные роли подростков. Мальчик-ювелир и мальчик с сахарком для лошадей. Они выживают, как умеют. Но не забывают никогда кто они.
Прибытие поезда. Распределение по ремёслам. Газ в душевой камере для женщин. Барак ремесленников.
У каждого - свое. Герой Хабенского для польских евреев - ну совсем чужак, Александр Печерский из Минска. Советский, офицер, почему выжил, провокатор?
И вот уже через пару дней он в глазах некоторых - Моисей. Но не Моисей же - Александр прекрасно понимает, что скинуть всю надежду на него очень хочется. А возьмёт ли он чужую надежду? На что? На то, чтобы выжить или на право умереть человеком?

Подробно о фильме, актёрах, впечатлениях на Кинопоиске.
О них уже все написали, зачем мне повторяться. Скажу только, что Кристофер Ламберт и Константин Хабенский - хороший поединок по энергетике. Большое внимание в фильме уделено не немцам - фашистам, которые в любом народе могут быть. Тем людям, чья жизнь - есть смерть других. Предостережение.
У меня есть вопросы по второму акту, финал считаю, можно было бы ещё подумать. Но я не буду об этом писать сегодня. Потому что "Собибор" - далеко не идеальный, но хороший фильм. Каких пока у нас не так и много. На мой взгляд.

Природе хочется верить в то, что каждый возьмёт подходящее в огромном наборе деталей.
Мы не можем влиять на набор наших генов, но мы можем взять из своей истории лучшее из того, что нам доступно. Я про дух. Только с возрастом я поняла, что сила духа важнее многих физических факторов. Часто - важнее всего.
Константин Хабенский снял кино не о побеге, не о выживании. О воле человека идти на риск, предполагать возможную скорую смерть, но всё равно идти. Чтобы до последней минуты жить как человек.

|
</> |