Со своей колокольни
dzen_john — 28.01.2011 Ряды любезных френдов захлестнула очередная волна подписей под каким-то открытым письмом против нового школьного стандарта образования (так называемого ФГОСа). Будучи некоторым образом в теме (преподавателем университета, а также репетитором и сотрудником образовательного центра по работе со старшеклассниками), мне хочется сие прокомментировать. Буквально два тезиса.1. Ситуация со школьным образованием сейчас просто ужасна. Подавляющее большинство выпускников школ не знают ничего. Ни кто с кем воевал в 1812 году, ни кто такой Достоевский, ни как сложить одну вторую и одну треть. И это я говорю о выпускникак 11 класса, то есть о меньшинстве. Большинство же уходит из школ после 9 класса. Из примерно восьмидесяти школ Ярославля полную параллель 11-х классов сохраняют не более десятка школ. Уровень преподавания в остальных школах не лезет ни в какие ворота, и становится только хуже - по мере того, как учителя выходят на пенсию. Ни один здравомыслящий выпускник ПЕДа работать школьным учителем сейчас не идёт. Усилия отдельных энтузиастов (и впс в том числе) мало что способны изменить. И это Ярославль, который, например, по уровню ЕГЭ среди абитуриентов занимает одно из лидирующих мест в стране. Полагаю, сказанного достаточно, чтобы понять: абсолютно неважно, обязательными предметами считаются математика, история и литература или необязательными. Нынешние школьники всё равно их не знают. И знать, в большинстве своём, не хотят. Потому что видят: чем образованней человек - тем он хуже живёт, и наоборот.
2. Вытекает из первого. Не надо подписывать всяких открытых писем президенту и проч., а пора, наконец, понять, что нашему нефтяному государству не нужен высокий уровень образования. Как царской России не нужно было образованное крестьянство, а капиталистической - образованный пролетариат. И тут бесполезно взывать ко владыке или президенту. А нужно - тем, кого это реально колышет, - самим учить способных детей. Своих или чужих. Заниматься с ними, заинтересовывать "выпуклой радостью узнавания". И чётко понимать, что тем самым идёшь поперёк государственного курса, мимо мирских благ, доблестным путём народовольцев. А способные дети - будут смотреть за бугор. И это тоже нужно понимать. Другого пути нет. Полагаю, эти усилия чуть менее бесполезны, чем очередное подписывание открытых писем и прочие коллективные камлания.
|
</> |