Снова про Третий Рим
troitsa1 — 03.02.2023Ура патриоты очень ныне любят щеголять: «Москва — третий Рим». Уже писал, что Римов было много в истории. Но истинный Рим единственный. И он вовсе не духовный, не религиозный. Не стоит вторым Римом звать Константинополь. Он был иным Римом по сути. Но тоже глыба.
Потому что Рим создал Империю, в которой было решено множество вопросов.
У Гиббона в первых главах его «Истории упадка Римской империи» есть такой пассаж —
— Рим был ценен не только своими размерами, ведь русский царь сейчас владеет даже бОльшими пространствами, чем когда-то римские цезари, но это не делает его равным им ни в каком смысле. Кроме понятной-привычной британской русофобии, в этой формуле содержится важный доктринальный принцип.
Гиббон далее разворачивает идею: Рим — это ещё и дороги, водопроводы, но главное — правовая система, дающая гражданам и их собственности невероятный уровень защищённости и тем самым свободы. Потому что свобода — это поняли ещё греческие законодатели в своих полисах — не есть отсутствие государственной тирании: тирания рока и беззащитности вне охраняемого «периметра» куда страшнее. Свобода — это одно из наиболее сложных, дорогих и труднодостижимых завоеваний и установлений цивилизации, а слово «Рим» для всякого человека европейской культуры носит ещё и буквально тот смысл, который мы сейчас вкладываем в слово «цивилизация».
А у нас?
Мы всегда тянули в свой край разное европейское. Заимствовали с трудом, пережевывая в русское. А вот китайское не тянули.
Поэтому споры западников с восточниками смешон — мы все и всегда после Петра Первого западники. Мы, как и сегодня хохлы, жаждем влиться в Европу. Кружевные трусики только нам не интересны. Нам интересен их научный гений, философские изыскания, искусство в широком смысле.
При Михаиле, Алексее, Фёдоре и Софье это был преимущественно польско-украинский вектор заимствований, начиная с Петра и далее — англо-голландский, начиная с Александра I — французский, с Ленина — немецко-австрийский, а после 1945 и до наших дней — американский. Джинсы, жвачка, диски которые пласты — американские. Помню свой первый фирменный итальянский диск в школьные времена — и там тоже делают пласты?
Аж с 1613-го: мы берём частями у них разные их практики и даже теории, инсталлируем у себя в причудливых сочетаниях, но всякий раз пытаемся отделить нужные нам зёрна от губительных для нас плевел; хотя что именно считать зёрнами, а что плевелами — тут подходы время от времени, да, меняются.
Я имперец. Мне чуждо быть псевдопатриотом с укреплением трона речёвками с комсомольским задором. В свою очередь для любых «имперцев» ключевым предметом интереса должны быть по идее не завывания о величии престола, а способы сделать столь обожаемое ими государство более умным и сложным, чем оно есть сейчас.
Сегодня родилась странное слово — импортозамещение. С ним надо быть критичным. В промышленности приветствуются. Но мы начали импортозамещаться и в культуре и в общественном развитии. Мы тронулись в далёкий путь и придётся «импортозамещать» ни много ни мало весь цивилизационный фундамент, плиты для которого мы оптом завозили оттуда последние несколько веков.
Может подумаем?
|
</> |