Снова классика и женские образы
ruslan_rb_kg — 05.11.2024 Я тут по случаю дочитал "Графиню де Монсоро" Дюма, и вспомнились мне слова, которые я писал про космооперу Фреда Саберхагена (жившего так-то уже в 20-ом веке):"У Саберхагена в цикле о берсеркерах женские персонажи просто присутствовали в сюжете. У них не было профессий и занятий, должностей и специальностей, они ничего не делали сами, просто были, чтобы герои могли спасать их от стальных чудовищ."
Дюма в таком нельзя попрекнуть, хотя деятельные женские образы у него в основном злодейские, но их яркости это не отменяет - что Миледи, что Екатерины Медичи. Но вот заглавная героиня романа - это прям квинтэссенция того самого типа женского образа. Вокруг неё крутится весь сюжет, ради неё творят безумства и гибнут люди, вплоть до наследных принцев. А что она? Ну... она красива. И всё. Больше ничего про Диану де Монсоро казать нельзя. Ну и ещё она любит де Бюсси, а остальных претендентов не любит. Она ничего не делает, не демонстрирует ума или харизмы, ничего не умеет... Она буквально пустое место. В любой сюжетно-важный момент она теряет сознание, или "силы оставляют её", или даже она "теряет рассудок и перестаёт понимать, что вокруг происходит". Когда её спасают из плена (к чему она готовилась, будучи предупреждена заранее), у неё "от волнения отнимаются ноги" и она не может даже встать со стула и выйти из комнаты сама. Так что её выносит на руках... служанка. И к концу книги, когда все точки расставлены, ты с удивлением понимаешь - если заменить Диану на какой-нибудь ценный предмет, перстень там с алмазом или золотой шлем Александра Македонского, то... в сюжете книги вообще ничего не поменяется. Только станет меньше диалогов, да мотивация героев сделается более низменной. И я, конечно, не требую, чтобы каждый женский персонаж был аки наша леди Мария - и книжки читает, и медицину знает, и фехтует лучше возлюбленного... Но должна же за персонажем чувствоваться личность! Так что прогресс в этой сфере очень важен и нужен, он банально идёт на пользу литературе в принципе. И кстати, ещё раз подчеркну, что я не ругаю Дюма - у него прямо там же есть да хоть та же служанка Дианы, Гертруда, в которой при всей фоновости персонажа характера хватает. Но пример очень показательный.
Хотя, в любом случае, конечно, "Графиню де Монсоро" мы читаем не ради Бюсси и Дианы, а ради Шико и Генриха Третьего. И брата Горанфло ещё.
|
</> |