Снова историческое - Отдельный Корпус Жандармов о причинах Туркестанского
ruslan_rb_kg — 02.01.2022 Я продолжаю изучать сборники документов о Туркестанском восстании 1916-го года, и мне удалось найти электронную версию одного крайне интересного документа. Это восстание - кровавая страница истории, где что жители Туркестана, что русские колонисты как понесли тяжкие потери, так и проявили немало жестокости. Хотя и примеры благородства и гуманности также были. Однако к моему сожалению, даже среди лично мне знакомых, вроде умных и образованных людей, популярно мнение, что это восстание - резня дикими азиатскими варварами русских женщин и детей, вызванная кровожадностью азиатов и беззащитностью колонистов в отсутствие мужчин, ушедших на фронт. Мне прямо говорили, что "никаких причин плохо относиться к русским у "туземцев" не было и нет, а русские, убивая их, были в своём праве, так как убивали кровожадных зверей, ответивших злом на добро, принесённое им колонистами". Я, на всякий случай, напомню, что в ходе этой страшной резни беззащитных колонистов дикими варварами погибло около трёх тысяч русских переселенцев и... около 120 тысяч "туземцев" Туркестана. Если брать самую скромную цифру. Самая смелая - полмиллиона.А что по этому поводу думал Отдельный Корпус Жандармов? Ниже приведены цитаты из доклада заведующего розыскным пунктом ОКЖ в городе Верном, жандармского ротмистра Железнякова Владимира Фёдоровича, от 1916-го года.
О дружбе народов в царском Туркестане:
"Русская власть в крае в лице военной администрации уездных и Участковых начальников управляла своими районами при посредстве нагайки и вообще физического воздействия, мало заботясь о поддержании русского имени и престижа русской культуры. Все управление киргизами выражалось в самых невозможных и беззастенчивых поборах. Глядя на них, так же действовали и подчиненные им чиновники. "
<...>
"После аграрных беспорядков в Европейской России, самый худший элемент, разнузданная малоспособная к упорному труду, слабая по своим хозяйственным инстинктам масса ринулась на окраины, в том числе и Семиречье, получая бесплатно здесь землю. Однако те требования, которые предъявили переселенцы, в массе считавшие, что им должны дать все для их обеспечения сразу, стали во враждебные отношения к туземцам. «Собаки» — вот то название, которое дали крестьяне переселенцы туземцам, и обращение с ними было соответствующее. Переселенцы выискали источник постоянного дохода с киргиз. Киргизские пастбища были рядом с землями новых поселенцев. Начались форменные набеги на скот туземцев. Его отбирали от пастухов с киргизской земли, гнали в поселок, а приехавшим за скотом киргизам заявляли, что скот взят за потраву на земле принадлежащей поселку и требовали за потраву деньги I, 2 и 3 рубля с головы. Возвращаясь с летних пастбищ, некоторые киргизы волей-неволей должны были прогонять скот по занятым под земли поселков участки, хотя бы даже и необработанным, который вытравливал часть пути. Все это обостряло отношение киргиз к русским переселенцам. Конечно, бывали случаи потрав умышленных или по небрежности пастухов, но таких фактов сравнительно незначительное количество. Киргизы редко обращались к судебной или административной власти и вообще подобное обращение мало давало результатов, так как администрация, малочисленная по своему составу не имела ни времени, ни возможности, а часто и желания разбираться в этих делах, почему туземцы предпочитали улаживать дело миром, уплачивая за мнимую потраву. Общий тон переселенцев-новоселов был: «нам должно быть дано все, а туземцы — собаки и с ними церемониться нечего”. Это презрительное отношение к туземцам-киргизам мало-помалу передалось и староселам и казакам, жившим раньше в добрососедских отношениях с киргизами. Конечно киргизы учитывали эти отношения, затаивая злобу. Здесь также заметна громадная разница в отношениях русских поселенцев к таранчинцам и дунганам и отношением к киргизам. Новоселы не осмеливались поднимать ссор с таранчинцами и дунганами, так как последние при малейшем нарушении их прав давали самый жестокий отпор, а киргизы дальше слез и жалоб не шли.
Отношение русских к киргизам было третьим слагаемым к мятежу; и оно
вызвало ту жестокость, которую проявили киргизы к русскому
населению, главным образом к новоселам, поселки которых они жгли,
уничтожая хозяйство и расправляясь с людьми самым свирепым
образом."
<...>
"С начала текущей войны местная русская администрация призвала
киргиз к пожертвованиям деньгами, юртами, кошмами (войлок),
одеялами, пойпаками (войлочные чулки) и т.д. Вначале киргизы охотно
жертвовали, но затем эти пожертвования приняли форму
вымогательства. Сами сборы этих пожертвований были в корне
поставлены неправильно. Все уездные начальники области друг перед
другом старались доставить возможно большее число пожертвований и
число пожертвований учитывалось высшей областной властью как
распорядительность уездных Начальников. Сборы производились
администрацией через тех же «почетных лиц” и «манапов» и велись в
крупных размерах. Постоянно внушалось киргизам: «вы не идете на
войну, поэтому должны жертвовать.» Пожертвования выколачивались с
бедных киргиз «почетными» и «манапами», но и они в свою очередь
разъясняли, что киргиз не берут на «войну», и они поэтому должны
давать. И здесь были злоупотребления туземной администрации,
которая часть пожертвований утаивала себе. Злоба росла, и эта злоба
была четвертым слагаемым мятежа. Областная администрация
убаюкивалась массой пожертвований: она или искренно верила в
доброжелательность этих пожертвований или же хотела верить в нее —
я не знаю, но мои доклады о действительном положении вещей имели
мало веры, уездная администрация в свою очередь убаюкивалась
«кулдуками» (выражениями преданности) «почетных” и «манапов», в
искренность которых она, видимо, или верила, или верить в которую
ей было выгодно."
<...>
"Кроме того, само русское население принимало участие в вызове
сомнений между киргизами. Как я докладывал выше, русское население
относится презрительно к киргизам, и на почве набора создались
издевательства над ними. «Вот погонят в окопы да всех и перебьют”,
«что с Вами церемониться», «так вам и надо», «когда же вас в
солдаты заберут”. С одной стороны власти разъясняли, что берут
рабочих для тыловых работ, а с другой простонародье русское
спрашивает, когда заберут в «солдаты”. Кому верить. Этот вопрос
решался просто — конечно не начальству, которое часто в личных
видах его обманывало. "
И о компетентености царских властей:
"Работы Переселенческого Управления нарушили весь
уклад привычной жизни туземцев. Под переселенческие участки были
заняты зимние стойбища киргиз с их саклями и орошенными землями и
клеверниками, а сами они передвинуты к горам и к границам песков.
Летние пастбища «джайляу» в горах, в тех местах, где имелся лес,
были отобраны лесным ведомством, для сохранения лесов. Привычные
тропы с зимних на летние пастбища были перерезаны участками
переселенцев. Есть кое-где места, где зимние стойбища киргиз
передвигались за семь лет существования переселения по два-три
раза, с места на место."
<...>
"Я слышал от чиновников разных ведомств, что киргизы
не желают брать платы, что гостеприимство их освященный традициями
обычай и что они волей-неволей принуждены вводить их в расход, так
как останавливаться в степи кроме юрт негде. Из личной практики я
знаю, что это неправда. Лично я при своих поездках и остановках в
степи в юртах оплачивал все мною взятое и хозяин, поломавшись для
вида, брал плату. При этом оговорюсь, что по своему положению в
области среди чиновников в глазах киргиз я занимаю очень высокое
положение и, казалось бы, что именно мне труднее других чиновников
заставить взять плату."
<...>
"Со вступлением на должность Верненского Полицмейстера
Штабс-Ротмистра Поротикова, человека безусловно умного и ловкого,
но не отличающегося честностью, им была организована целая система
сыска между мусульманами, а в последние годы и между киргизами.
Система эта заключалась в том, что при помощи одного из своих
приближенных, Наманганского сарта Закира Исабаева, не состоящего на
какой-либо службе г. Поротиков набрал всякие отбросы туземцев,
которые разъезжали по области, открыто выдавая себя за «жандаров»,
наводя страх на туземное население и нещадно его обирая. Слово
«жандар» стало синонимом “вымогателя» и пугалом для туземцев, так
как донос самого Исабаева или его своры подвергал туземца опасности
быть обвиненным в преступлении или общем, или политическом.
<...>
О деятельности «жандаров» мною неоднократно докладывалось
покойному Губернатору, докладывалось Прокурору Судебной Палаты, во
время его последнего приезда в Верный, который имел разговор об
этом с Губернатором. При личных собеседованиях я говорил о
деятельности «жандаров» Прокурору Верненского Суда, но влияние г.
Поротикова на покойного Губернатора было настолько велико, что я
ничего поделать не мог. О деятельности «жандаров» докладывал
покойному Губернатору и Прокурору Палаты также Верненский уездный
Начальник Ротмистр Лиханов."
<...>
"Попытки некоторых манапов из туземцев обратиться с
просьбой к администрации изменить порядок набора рабочих по образцу
призыва новобранцев и жребия чтобы обезопасить себя и мои доклады
об этом не привели к желаемым результатами я лично получил ответ:
«об этом беспокоиться нечего -«манапы» палками «бухару» погонят, а
если мы вмешаемся, то создадим себе лишнюю работу.” Все предвещало
бурю. Начались съезды туземцев-киргиз, благо был вполне законный
предлог — составление списков. Должен сознаться, что моя агентура в
киргизской среде была слаба и не подготовлена к такому резкому
перелому уклада жизни туземцев. Если бы нашли нужным обревизовать
вообще деятельность администрации области, я просил бы попутно
обревизовать и деятельность Пункта, когда выяснилось бы то
ненормальное положение работы, в которую администрация поставила
Пункт. Но все же уже 15 июля я выяснил, что киргизы вооружаются,
куют пики и заготовляют оружие предполагая разрушить телеграф
(Телеграмма моя Дирпол. от 15 июля № 488).
Мой доклад об этом Областному начальству вызвал не только
недоверие, но и насмешку и даже обвинение в умышленном
преувеличении. Тем не менее именно нападение туземцев произошло в
тех местах, о которых я доносил, и телеграф был разрушен также в
районе тех станций, о которых я донес Губернатору 16 июля за №
495"
<...>
"22 июля по требованию Губернатора состоялся большой съезд в Верном
около Губернаторского дома, где Губернатор тысячной толпе разъяснял
требования Белого Царя и те условия, на которых призывают рабочих.
Толпа казалось сочувственно отнеслась к разъяснению Губернатора, но
мне не было известно, что здесь был обман, созданный умышленно, что
сцена покорности толпы была умело инсценирована Полицмейстером
Штабс-Ротмистром Поротиковым, что передние ряды толпы были набраны
из приспешников Закира Исабаева."
<...>
"На обществе «Гэ-лаохуй» я остановился по следующей
причине. Растерявшаяся администрация начала искать причины
восстания, хотя они были вполне ясны, и, зная из сводок,
присылаемых Консулом о существовании этого общества, арестовало
несколько китайцев, живших в дунганских селениях, обвиняя их в
подготовке восстания среди дунган и пропаганде идей «Гэ-лаохуй», но
при этом не сочла нужным не только передать имеющиеся сведения мне,
но даже поставить меня в известность и даже больше, — производя
дознание и аресты ,скрывало это от меня.
Как я говорил выше, дунгане и таранчинцы являются кровными врагами
китайцев и не имеют ничего общего с киргизами. В их жизни в русских
пределах нет тех причин недовольства, какие имеются у киргиз,
поэтому пропаганда идеи общества Гэй-лао-хуй о восстановлении
Дайцингской Династии не может иметь успеха у дунган, а такое
предположение является и историческим и логическим абсурдом. "
С прочим вы можете ознакомиться сами по вот этой ссылке:
https://daniyarov.kg/2016/04/27/doklad-rotmistra-zheleznyakova/
|
</> |