Снежная королева

Нетрудно понять причину пристального внимания к рыцарским турнирам, это поистине захватывающее действие! Эпоха, господствовавшая на земле между античностью и Ренессансом, вознесла его на пик славы и сделала фундаментом особой, неповторимой культуры. Вы слышите грохот турнирного доспеха, рукоплесканье дам, треск сломанных копий? Воистину, это твердая поступь Средневековья.
Для нас же само понятие "турнир" так прочно связано с образом
этой эпохи, что вполне уместно отнести его к разряду культурных
феноменов, считать своего рода визитной карточкой рыцарства. Хотя
турнирный этос не идеология замкнутой касты, он довольно быстро
проник во все сферы бытия, трансформируясь и усложняясь по мере
укрепления феодализма. Эволюция турнирной этики - это зеркало,
отразившее состояние западноевропейского общества в его развитии,
это воинственная доминанта всей средневековой цивилизации.
Юные сердца и ныне трепещут от пряного хмеля рыцарских романов,
считая турнир порождением Средневековья. Однако истоки его куда
древнее.
И все же подлинный час турнира пробил именно в Средние века.
Воинское сословье, становясь замкнутым и привилегированным,
принесло в завоеванный мир специфическую этику, и со свойственной
ему агрессивностью подчинило этой этике остальное общество. Родиной
классического турнира принято считать Францию. Говорят, сир Годфрид
де Брильи изобрел эту придворную забаву, прежде чем сгинуть на поле
боя в 1066 году. Зерно упало на благодатную почву, и к XIII веку
турниры в Европе расцвели пышным цветом.
Так, по преданию, родился средневековый спорт. Спорт элитарный,
доступный лишь благородному. В нем оттачивалась техника боя,
апробировались новшества экипировки, накачивались мускулы,
шлифовался кастовый этос. Иными словами, креп сословный дух и
приобреталась столь желанная слава! К XIII веку мы имеем дело с
тремя видами турниров : собственно ристалищем, джострой и
багардо.
Ристалище наиболее архаично и максимально приближено к настоящей
битве. Весьма популярное во Франции, оно не прижилось в купече-ской
Италии: гуманизму вольных городов претила свойственная ему
жестокость, дороговизна организации, массовость и непредсказуемость
побоищ. Ристалище слыло самой опасной разновидностью турнира, но
техника его была предельно проста: два конных отряда с капитанами
во главе по сигналу устроителя сближались, постепенно ускоряли ход
и сшибались в жестких поединках, стремясь пленить или обезоружить
противника. Хотя оружие ристалища было преимущественно спортивным -
тупые мечи, деревянные палицы, доспех дополнительно укреплен, на
практике турниры порой перерастали в кровавую бойню. В сутолоке и
боевом запале, охватившем такую рубку в Нессе в 1240 г., пятьсот
тяжелых латников пали под копытами боевых коней. Поэтому к XIV в.
сложился строгий кодекс чести, дозволявший лишь секущие удары
сверху вниз и запрещавший колоть и бить плашмя.
Несмотря на свою жестокость и непрогнозируемость, турниры обрели
неслыханную популярность. Ведь это был грандиозный праздник,
требовавший тщательной подготовки. Хозяин турнира задолго рассылал
во все концы герольдов с приглашениями сразиться. К назначенному
дню собиралось несколько десятков рыцарей с пажами и оруженосцами.
Пока со всей округи съезжались гости, хозяин выбирал живописное
поле за стенами замка. Оно обозначалось двойной оградой -
деревянной и веревочной, а по сторонам вырастали трибуны и навесы
для судей и дам. В канун же турнира сюда сходился любопытный люд
поглазеть на красочную выставку щитов. Тут уж каждый рыцарь
старался не ударить в грязь лицом! Еще бы, ведь на карту ставились
честь, престиж и судьба! Щиты пестрели пышными гербами, будущие
соперники гарцевали поблизости, сияя начищенной броней. Мерно
покачивались яркие перья на шлемах, парили в небесной лазури
причудливые фигурки нашлемников, чинно ступали могучие латные кони,
сверкая золотом попон... Кому какое дело, что завтра все это
великолепие сметет, сомнет и растопчет в поту и пыли неудержимый
воинский раж, слепой ратный задор! Не беда! Зато ослепительно
вспыхнет чья-то счастливая звезда, кому-то сладко улыбнется
фортуна, вознесет кого-то слава на вершину блаженства! Так,
постепенно суровые ранние ристалища перерождались в изысканные
дуэли. Боевая тренировка, ратный навык отошли на второй план,
уступив амбициозному напору охотника за личной славой! Поэтому в
XIII-XIV вв. рыцарская вольница, тяготевшая к индивидуализации,
возвела на трон популярности не массовый турнир, а благородную
джостру.
Итак, джостра - прообраз дуэли. Излюбленное зрелище нежных дам и
раздолье рыцарской отваге. Джостра - поединок, где цена победы -
плен или смерть. Впрочем, со временем угроза летального исхода
таяла, а зрелищность и изощренность правил, напротив, росли. К XIV
веку оформился классический турнирный доспех. Надежные шлемы салад
и басинет, шпоры и седла с высокой лукой - все это позволило
существенно усложнить технику ближнего конного боя, а также
регламентировать и классифицировать удары. Поэтому с XIV века
состязательный аспект джостры затмевает собой все прочие! Арбитры и
нотарии тщательно фиксируют "пики" - удары и заносят их в
специальный реестр. Символ джостры - копье. Критерий ценности удара
- высота. В шлем - знатно, в шею - похуже, но тоже недурно. А ниже
пояса - позор, это запрещено! Приоритет отдадут самому искусному
рыцарю, чей "рейтинг" ударов наиболее высок. Он и получит обещанную
награду. Впрочем, нередко поощрялось и славное второе место.
Такова благородная джостра. Однако и ее затмил всеобщей
популярностью третий вид турнира - багардо. Секрет популярности
очевиден - багардо доступно всем, даже новичкам и даже
простолюдинам; багардо безопасно, стремительно, зрелищно, легко
организуемо. Даже поле ему не требуется - подойдут городские улицы,
площади и дороги. Выезжай по одному да покажи восторженной толпе
ладную стать, воинскую выправку, твердость руки и роскошь костюма.
Вихрем промчись по прямой, сломай прочное копье о землю или окно
возлюбленной, сорви поцелуй с ее уст, гром аплодисментов - и ты
герой сей суетной забавы со звучным именем "багардо"! В эпоху
позднего средневековья багардо станет подобием разгульного
карнавала с единственной целью - демонстрацией модных одежд и
чудесных драгоценностей.
Итак, природа турниров эволюционировала от сугубо функциональной,
воинской, до вычурной и карнавальной. Ни санкции церкви, еще в XII
веке грозившей на Реймском соборе отлучить любителей турниров, ни
гнев королей, терявших в бесполезных стычках цвет войска, ни ропот
бюргеров, возмущенных громадными тратами на их устроение и выкуп
пленников, не в силах были приостановить победное шествие турниров!
Воинственная каста считала их идеалом сословной солидарности и как
зеницу ока хранила свои привилегии.
Но ничто в этом мире не вечно. Где века запретов оказались
бессильными, там тихой сапой пробралась человеческая жадность.
Постепенно награда и денежный приз стали самоцелью. Спорт
любительский неизбежно обернулся спортом профессиональным. Идея
турнира подтачивалась исподволь роковым противоречием: мораль
требует презирать деньги, а дух наживы уж царствует повсюду. Да и
жемчужина рыцарского этоса - Культ Дамы - скользит к пустому
эротизму. В конце турнира Дама почти обнажена, ибо каждый подвиг
рыцаря на арене вознаграждается частицей ее одеяния. Со второй
половины XV столетия, с ростом централизованных государств,
куртуазная претенциозность окончательно поглотит турниры. Ценности
станут иллюзорными, джостры будут разыгрывать подобно спектаклям,
на сюжеты знаменитых рыцарских романов с сентиментальными
названиями "Фонтан слез", "Дерево Карла Великого"... А после
страшной гибели короля Генриха II, приключившейся на турнире в 1589
г., последние проблески героического средневековья угаснут сами
собой. Мир вступит в новую эпоху, где не найдется места
турнирам.