Снайпер Высоцкий... Чистые ключи, Иркутская область... Июнь, 1976-го года...
foto_history — 07.05.2016Говорухин о Высоцком
Конечно, Володя очень волновался — утвердят или не утвердят на роль Жеглова? У него были основания для волнений. Телевидение его не жаловало в те годы. Но утвердили его, кстати, очень легко, на удивление. И вот первый съемочный день — 10 мая, день рождения Марины Влади. Приехали мы в Одессе на дачу моего приятеля. И Марина стала меня просить:
-- Отпусти Володю, снимай другого артиста.
И Володя мне говорит:
-- Понимаешь, я думаю, я чувствую, что мне уже мало жить осталось. Я не могу тратить год жизни на эту картину. Отпусти меня.
У него это ощущение близости конца все время звучало. В последние годы...
И в его песнях, тут и "Кони", и другие песни. И в разговорах с друзьями он часто говорил это. Но все-таки он снялся в нашей картине.
Мы устроили ему довольно щадящий режим съемок. Он за это время успел побывать и на Таити, куда очень хотел попасть. И совершить гастрольное турне по городам Америки с концертами. Мы пытались использовать его очень экономно, чтобы он только приезжал, снимался и уезжал не сидел бы в ожидании. Год на съемки для него немыслим. Он уже к концу года эту картину почти ненавидел. И все чаще стал ругаться со мной. Стал говорить:
-- С тобой дружить можно, а работать нельзя.
Так он говорил, по-моему, обо всех режиссерах...
Особенных конфликтов не было. Вообще-то он был человек трудный. Когда ругался, то убегал из павильона. Но в принципе мы работали довольно дружно. И оба идентично понимали картину. Одинаково мыслили. А он в те годы (это был 1978 год) уже подумывал о режиссуре. Ему хотелось попробовать себя и в режиссуре. Хотелось и сценарии писать. Он написал несколько сценариев. У меня сохранились кое-какие его черновики. Есть сценарий, который он написал с Володарским.
Так вот, я знал его мечту о режиссуре. Однажды мне надо было ехать на кинофестиваль. Я говорю:
-- Володя, снимай. Вот павильон, оставшаяся декорация.
Еще надо было снять четыреста полезных метров, то есть тринадцать минут экранного времени.
-- Снимай сцену. Я уезжаю.
Он говорит:
-- Хорошо.
Ну, мы наметили в общих чертах. Практически даже и не обговаривали. И я уехал. Четыреста полезных метров — это примерно на семь дней работы. А он снял все за три или четыре дня.
Повторяю, он во всем торопился! Он быстро ездил. Никогда не ездил поездом, только летал. Ел так, что не успевали следить. У него раз! — и пустая тарелка.
Когда мы находились в гостях, ему говорили:
-- Ну, Володя, почему вы не едите?
А я говорил:
-- Да оставьте вы его в покое, он уже съел в три раза больше, чем все остальные, вы просто не успели заметить.
И снимал он очень быстро. Я когда вернулся, в съемочной группе меня встретили словами:
-- Он нас измучил!
-- Почему? — спрашиваю.
А потому, что он, привыкший использовать каждую минуту своего времени, не мог себе позволить раскачиваться. Как это делаю я, например.
В 9.00 он входил в павильон, а в 9.15 уже начинала крутиться камера. И никогда на полчаса раньше, чем кончалась смена, не уходил никто. В общем, если бы в этой декорации было не 400 метров, а в десять раз больше, то он за неделю моего отсутствия снял бы весь фильм...
|
</> |