Смысл жизни

топ 100 блогов orhidea77701.11.2010 Смысл жизни
Читаю книгу Виктора Франкла «Человек в поисках смысла». Удивительно , насколько близко он подошёл к самому сокровенному в человеке , чисто логическим путём и жизненным опытом. Этому человеку можно верить. Он прошёл несколько концлагерей, где потерял родителей и братьев, сам был одним из тех, у кого скелет был обтянут только кожей. И это основатель третьей венской школы психологии !, после Фрейда и Адлера. Насколько же он возвысился в своём поиске смысла. Если психоанализ Фрейда говорит о принципе удовольствия, Адлер с индивидуальной психологией о стремлении к статусу, то Франкл о воле к смыслу. Поиск смысла жизни Франкл назвал путём к душевному здоровью, а утрату смысла-главной причиной не только нездоровья, но и множества бед.
Вот одно из моих открытий в книге :
"Абсолютно неправы те, кто утверждает, что любовь ослепляет. Наоборот, любовь даёт зрение, она как раз делает человека зрячим. Ведь ценность другого человека, которую она позволяет увидеть и подчеркнуть, ещё не является действительностью, а лишь простой возможностью: тем, чего ещё нет, но что находится лишь в становлении, что можно стать и что должно стать. Любви присуща когнитивная (познавательная) функция. Любовь видит и раскрывает возможную ценностную перспективу в любимом. Она тоже своим духовным взором предвосхищает нечто: те ещё не реализованные личностные возможности, которые кроются в любимом человеке. Как совесть открывает « то что надо», так и любовь открывает единственное, что возможно :уникальные возможности любимого человека. Любовь , и только любовь , в состоянии увидеть человека во всей неповторимости , как абсолютную индивидуальность, которой он является."


Страдание имеет смысл, если ты сам становишься другим.

Смысл нельзя дать. Смысл должен быть найден, но не может быть создан. Создать можно либо субъективный смысл, простое ощущение смысла, либо бессмыслицу.

То, что может противостоять всему социальному, телесному и даже психическому в человеке, мы и называем духовным в нём. Духовное, по определению, и есть свободное в человеке. Духовная личность-это то в человеке, что всегда может возразить !

Массовый панический страх того, что смысл и цель могут быть нам навязаны, вылился в идиосинкразию по отношению к идеалам и ценностям. Т.о. ребёнок оказался выплеснутым вместе с водой, идеалы и ценности были в целом изгнаны.

В жизни не существует ситуаций, которые были бы действительно лишены смысла. Трагическая триада , включающая в себя страдание, вину и сметь, -также могут быть преобразованы в нечто позитивное, в достижение, если подойти к ним с правильной и с адекватной установкой.

Человек, похоже, утратил ясное представление о том, чего он хочет. В итоге он либо хочет того же, чего и другие (конформизм), либо делает то, что другие хотят от него (тоталитаризм). Только бодрствующая совесть даёт человеку способность сопротивляться, не поддаваться конформизму и не склоняться перед тоталитаризмом.

Всякое познание селективно, но не продуктивно: оно никогда не создаёт мир, даже среду, но оно лишь постоянно их фильтрует.

Осуществляя смысл, человек реализует сам себя. Осуществляя же смысл, заключённый в страдании, мы реализуем самое человеческое в человеке. Мы обретаем зрелось, мы растём, мы перерастаем самих себя. Именно там, где мы беспомощны, и лишены надежды, будучи не в состоянии изменить ситуацию, -именно там мы призваны , ощущаем необходимость измениться самим.

Потребность и вопрос о смысле жизни возникает именно тогда, когда человеку живётся хуже некуда. Франклом опровергается теория того, что только удовлетворение низших потребностей есть необходимое условие для удовлетворения высших («сначала пища, потом мораль»). Стремление к смыслу – первичное человеческое побуждение.

Как нам познать себя ? Размышляя –никогда, но действуя. Старайтесь исполнять свой долг, и вскоре вы узнаете, что же есть вы. А что же тогда является вашим долгом ? Требования каждого дня.

Инстанция, перед которой мы несём ответственность, -это совесть. Вопрос, является ли совесть всё-таки последней или же предпоследней инстанцией. Последнее «перед чем» оказывается возможным выяснить путём более пристального и подробного феноменологического анализа, и «нечто» превращается в «некто»- инстанцию, имеющую облик личности. Более того-это своеобразная сверхличность. Мы должны быть последними, кто не решался назвать эту инстанцию, эту сверхличность тем именем, которое ей дало человечество: Бог.

Принцип наслаждения в конечном счёте разрушает сам себя. Чем больше человек стремится к наслаждению, тем больше он удаляется от цели. Само «стремление к счастью» мешает счастью.

Человек остаётся в чём-то животным и растением. Можно сравнить его с самолётом, который сохраняет способность передвигаться по поверхности земли, подобно автомобилю. Правда, доказать, что он самолёт, он может, лишь оторвавшись от земли и поднявшись в воздух.

Быть ответственным, значит быть селективным, быть избирательным. Мы живём в «обществе изобилия», СМИ заливают нас потоками стимуляции, и мы живём в век противозачаточных средств. Если мы не хотим утонуть в этом потоке, погрузиться в тотальный промискуитет , то мы должны научиться различать, что существенно, а что нет, что имеет смысл, а что нет, за что отвечать, а за что не.

Смысл-это всякий раз также и конкретный смысл конкретной ситуации. Это всегда «требование момента», которое всегда адресовано конкретному человеку. Каждый день и каждый час предлагают новый смысл, и каждого человека ожидает другой смысл. Смысл есть для каждого, и для каждого существует свой особый смысл. Смысл должен меняться как от ситуации к ситуации , так и от человека к человеку. Однако смысл вездесущ. Нет такой ситуации, в которой нам бы не дана была предоставлена жизнью возможность найти смысл, и нет такого человека, для которого жизнь не держала бы наготове какое-нибудь дело. Возможность осуществить смысл всегда уникальна, и человек который может её реализовать, всегда неповторим.

И счастье и успех- это лишь суррогаты осуществления, поэтому принцип наслаждения, равно как и стремление к власти, -это лишь производные от стремления к смыслу.

Лишь в той степени, в какой я сам отступаю на задний план, предаю забвению моё собственное существование, я приобретаю возможность увидеть большее чем я сам. Такое самоотречение является ценой, которую я должен заплатить за познание мира, ценой, которой я должен приобрести познание бытия, большего, чем просто проявление моего собственного бытия.

Одним словом, я должен игнорировать самого себя. Если мне это не удается, то мои познавательные возможности терпят ущерб, ведь я преграждаю путь своему собственному познанию (аналогия калейдоскопа).

Человеческое бытие всегда ориентировано вовне на нечто, что не является им самим, на что-то или на кого-то : на смысл, который необходимо осуществить, или на другого человека, к которому мы тянемся с любовью. В служению делу или любви к другому человек осуществляет сам себя. Чем больше он отдаёт себя делу, чем больше он отдаёт себя партнёру, тем в большей степени он является человеком и тем в большей степени он становится самим собой. По сути, он может реализовать себя лишь в той мере, в какой он забывает про себя, не обращает на себя внимания.

Самоосуществление, реализацию возможностей нельзя представить себе как самоцель, и только человеку, утратившему действительный смысл своей жизни , осуществление себя видится не эффектом, а целью. Обращение же человека на самого себя, его рефлексия, является не только лишённой перспективы, но и просто неадекватной формой интенции. Лишь бумеранг, не попавший в цель , возвращается туда, откуда был брошен, поскольку его изначальное предназначение – поразить добычу, а отнюдь не вернуться в руки бросившего его охотника.

Насколько соблазнительны популярные разговоры о самоосуществлении и самореализации человека ! Как будто человек предназначен лишь для того, чтобы удовлетворять свои собственные потребности или же себя самого. Поскольку самоосуществление самореализация вообще важны для человеческого бытия, они достижимы лишь как результат, но не как интенция. Лишь в той мере, в какой мы забываем себя, отдаём себя, жертвуем себя миру, тем его задачам и требованиям, которыми пронизана наша жизнь, лишь в той мере, в какой нам есть дело до мира и предметов вне нас, а не только до нас самих и наших собственных потребностей, лишь в той мере в какой мы выполняем задачи и требования, осуществляем смысл и реализуем ценности, мы осуществляем и реализуем себя.

Общество изобилия порождает и изобилие свободного времени, которое хоть, по идее, и предоставляет возможность для осмысленной организации жизни, в действительности же лишь ещё сильнее способствует проявлению экзистенциального вакуума.

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
  ПРЕДЫСТОРИЯ ВОПРОСА?   (читать необязательно)   Государство   -   это политическое и экономическое объединение людей,   на основе общественного договора между всеми слоями его населения.   Святая обязанность власти   ...
Сводки с фронтов. За сутки в Италии выявлено 977 новых случаев заражения коронавирусом (с начала эпидемии уже более 10 тысяч). Умерло за сутки 168, из них в Ломбардии 135. Журналисты немецкой газеты Tagesspiegel задались вопросом, почему в Италии смертность от коронавируса в десятки раз ...
Дамы, кто может похвастаться тем, что в любое время дня и ночи к вам могут придти гости и вам будет нестыдно за бардак. Расскажите ваш секрет. Про меня: 1 кошка, 1 собака, 1 ребенок 4,5 ( много играет сам), 1 муж ( аккуратный, ничего не раскидывает, ест на кухне) и я, которая вечно ...
...
Столь же благоприятное впечатление, как Гродно на меня в последнее время произвела разве что Одесса . Немного потянул колено перед выездом. Впрочем, почти не мешало. С колес Гродно какбе намекает, что без нас там вообще никак. Необычайно ...