рейтинг блогов

Смирнов Игорь Владимирович

топ 100 блогов mark60w02.08.2025

                Сегодня моему дорогому другу исполнилось бы 66 лет. Но не исполнилось. Вернее исполнилось в моей памяти и памяти его близких.

Смирнов Игорь Владимирович


                Игорь Смирнов работал , как и я мастером в литейном цехе. Только не на формовочном участке как я, а на плавильном-кокильном. Он окончил Карагандинский политехнический институт и непонятно каким образом оказался распределенным на завод "Звезда" в Ленинград. Игорь был старше меня на полгода. У него была плотная коренастая фигура. Немного выше меня. Крупная голова, рано начавшая лысеть. Он практически не пил, что автоматически превращало его в такую же белую ворону, как я в нашем дружно-спитом коллективе. Кроме того, мы оба курили Беломор, и частенько постреливали друг у друга папиросы.

За время нашей совместной работы он умудрился загреметь в армию офицером, что абсолютно не отложилось в моей памяти. Видимо это пришлось на 1987-1989 годы. Во всяком случае, я запомнил его на работе в зеленой офицерской рубашке. Кстати, я ходил в точно такой же, но милицейской, купленной в военторге. Администрация завода, обеспечивая спецодеждой рабочих, не считала нужным это делать для мастеров. Наверное потому, что мы зарабатывали вдвое меньше. И только в период зрелой перестройки мы были уравнены в правах на одевание с пролетариями.

Жил он в общежитии с женой (по-видимому казашкой), которую привез однажды из отпуска в Караганду. Она работала у нас же в цеху заточницей. У старшего их сына был остеомелит и Игорь все время бегал в поисках дефицитных лекарств.

Мое двадцатипятилетие я решил отметить на заводе с размахом. Принеся на завод 4 бутылки коньяка и прикупив закуски в столовой, мы с моими друзьями сели пировать. Естественно в рабочее время. Подобные вещи случались достаточно часто.Поэтому воспринимались в порядке вещей. Не приглашенные просто закрыли глаза на происходящее. Банкет происходил в очень уютной раздевалке, находящейся прямо над термическими печами. Ошибочность выбора места я ощутил очень быстро, потому что от жары меня очень быстро развезло. Оставшуюся часть празнования я наблюдал лежа на скамейке. Завод находился относительно места моего проживания на другом конце города, и Игорь, во избежании ненужных эксидентов, будучи верным товарищем сопроводил меня.

За время работы оказалось, что наши головы посещают одинаково дурные мысли. Например, стоя посреди участка и наблюдая за заливкой форм, выяснилось, что мы оба боремся с непреодолимым желанием сунуть палец в  тигль с расплавленным алюминием. За время работы мы по настоящему превратились в родственные души. И когда окружающая производственная действительность начинала нас переполнять, всегда была возможность несколько разрядить обстановку путем взаимного общения.

Административно я сначала рос быстрее его. В 26 лет я стал начальником участка, он же оставался сменным мастером.

В следующий раз, когда мы встретились в 1995 году во время моего приезда в Ленинград, он уже был начальником участка. В 1995 и потом в 2004 меня, к моему удивлению пропустили на завод с моим иностранным паспортом.

Практически мы не общались со времени моего отъезда в 1990 до 2004 года. Когда я приехал в 2004 году Игорь как раз был назначен начальником цеха. Завод стремительно сокращался, сжимаясь как шагреневая кожа ( только без выполнения желаний ). Из 12 000 работавших в советские времена, осталось 450. В литейном цехе осталось 34 производственных рабочих. Как можно было что-то производить в таких условиях, осталось для меня неразрешимой загадкой. Литейный цех был объединен с кузнечным в единую административную единицу. В этом странном симбиозе в качестве третьей головы змея-горыныча явно не хватало чего-то типа заводской столовой или театральной студии.

После 2004 года наше общение с Игорем стало постоянным. Мы перезванивались по телефону и по Скайпу. Я был в курсе судьбы наших общих знакомых. Игорь никогда не был жестким руководителем, но и мягкотелым его тоже нельзя было назвать. Например, он был абсолютно нетерпим к пьянству среди подчиненных, что в принципе не было характерно в России с ее снисходительным отношением к алкоголю. Но больше всего меня поразила его фраза, сказанная новой начальнице лаборатории цветных сплавов, когда он в дополнении ко всем своим должностям стал еще и главным металлургом. Он, прочитав ее отчет, сказал следущее:" От Вас, как от начальницы лаборатории, в Вашем отчете я ожидаю увидеть выводы, а не простое перечисление фактов, которое мог бы сделать любой лаборант." Сказано было жестковато, но просто иллюстрирует тот путь, который он прошел от сменного мастера до главного металлурга.

В приезд в 2010  мой визит на завод уже был не возможен. Видимо цех я уже больше никогда не увижу. Мы встречались у Игоря дома. К 2012 году уже было понятно, что советские порядки возвращаются. Тогда я спросил его не может ли ему помешать общение со мной-иностанцем. И если может, то пусть он мне об этом скажет. Я все пойму. Ни о какой обиде не может идти речи. Его ответ я не забуду никогда:" Я уже пенсионер и решу сам с кем мне общаться, а с кем нет". Согласитесь, не самый очевидный ответ для человека, выросшего в советской действительности.

Последний раз мы виделись в 2012 как раз в день президенских выборов. Его жены не было дома и сыновья как раз заканчивали жарить свинные стейки и накрывать на стол к приезду дорогого гостя из Израиля.

Весть, которую он сообщил мне в осенью о том, что у него рак легких произвел на меня впечатление разорвавшейся у меня в руках бомбы. Помню, он сказал мне, что хотел бы побывать на Святой Земле. Тот год был очень жаркий, и я, еще не понимая, что потом для него уже не будет, говорил о необходимости дождаться спада жары. А далее к этому вопросу он не возвращался - уже не  было сил. Уходил он тяжело, явно не заслужив такого. Каждый раз, еще не до конца прийдя в себя после химиотерапии, он карабкался по отвесной стене, чтобы выбраться из ямы своей болезни. И каждый раз снова срывался в эту же яму. 22 марта у меня был День рождения и он из последних сил позвонил мне, чтобы поздравить. Через полмесяца его не стало. Это произошло на Пасху 2014 года. Ему было 54 года.

С тех пор прошло 11 лет, но саднящая боль не стихает.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Продолжу сегодня повествование о втором дне в Домбае. Правда речь уже не о дне и даже не вечере, а о ночи. 2. Не в силах лечь спать, когда на улице такая красота, я взял камеру, штатив и потопал на улицу. Были опасения, что выход внизу будет закрыт, но всё обошлось. Начав снимать,с уди ...
Какъ спичка, чиркнувъ, черезъ мигъ-другой Выбрасываетъ языками пламя, Такъ, вспыхнувъ, начинаетъ танецъ свой Она, въ кольцо зажатая толпой И кружится все ярче и упрямѣй. И вотъ - вся пламя съ головы до пятъ. Воспламенившись, волосы горятъ, И жертвою въ рискованной игрѣ Она сжигаетъ ...
у каждого - свой. Историю про важность якоря я однажды услышала в морском городе от женщины, которой сделал серьёзное предложение насчёт замужества Капитан дальнего плавания. Женщине было 42. Капитану 60-т. Он готов был с ней расписаться хоть завтра. Её ждала отличная новая ...
В мае, уже скоро, я отправлюсь в речной круиз по Оке. Могла ли я мечтать об этом? Конечно! А теперь хочу и вам посоветовать, но не мечтать, а планировать. Раньше казалось, что путешествие на теплоходе - это несбыточные, далекие и неосуществимые желания, доступные лишь для обладателей ...
В мире творится всякое-разное. А пока - к действительно важным темам. Продолжаем. Вся история болезни - вот здесь: https://schneider-krieg.livejournal.com/tag/Властелин%20Колец "Слово вам, товарищ Маузер": https://eressea.ru/tavern7/025-0004.shtml Трудно сказать, много ли из ...