Смеховая культура
psyomsk — 19.12.2023 Теги: СмеховОдна из главных особенностей русского менталитета — это своя смеховая культура, которая кардинально отличается от западной. У нас отрицательный персонаж может быть одновременно и страшным и смешным. Тогда как в западной культуре отрицательный персонаж может быть только страшным, т.е. он является абсолютным злом. Например, Баба-яга — страшный и смешной персонаж одновременно, а Снежная Королева — только отрицательный персонаж, в ней нет ничего смешного.
Аналогичная ситуация у русских и на разного рода непредвиденные ситуации — у нас после стресса могут и посмеяться, тем самым смягчив саму экстремальную ситуацию, тогда как на Западе к подобным ситуациям относятся предельно серьезно и смеха у них они не вызывают.
Отсюда и разговоры о "загадочной русской душе" где амбивалентные чувства могут проявляться практически одновременно. В этом одна из причин, почему западная культурная экспансия в виде глобализации буксует и в некоторых местах терпит крах в РФ — она бьётся об особенности нашей смеховой культуры.
Вот в качестве наглядного примера клип группы НОМ — "Подшиток", которые я очень люблю и время от времени пересматриваю. Проблема алкоголизма тут показана и в страшной трактовке и в смешной одновременно. Если бы на Западе попытались снять клип на эту тему, то он был бы только драматичный, где была бы показана трагедия деградации личности и негативные социальные последствия. Ни о каком юморе для них в этой ситуации не может быть и речи.
Интересен и текст песни в этом контексте. Например, строчка: "Я ещё поскачу козлом так, что станет чертям тошно!". Тут и весь ужас морального падения и одновременно ирония и юмор о соприкосновении с инфернальным фольклорным миром в изменённом состоянии сознания. Прорыв в сферу страшного и запредельного тут подаётся как повседневная обыденность, над которой можно и посмеяться. Нам эта строчка сразу понятна, тогда как у иностранца она вызовет недоумение.
____________________
Не забудьте подписаться на мой Телеграм-канал. Там много интересного и неоднозначного контента.
|
</> |