...следующая станция "Всехсвятская"

топ 100 блогов metroelf05.10.2019

Чем ещё можно заняться когда на улице холодно, а ты лежишь под одеялом напившись горячего молока с мёдом? Копаться в сети в поисках интересных историй...

Плафоны из оникса, колонны, облицованные биробиджанским мрамором, мозаика в переходе… Станция метро «Сокол» считается одной из самых красивых в московском метро. Один из ее создателей — инженер Центральной проектной конторы «Метропроект» (сегодня это АО «Метрогипротранс») Николай Ушаков — жил на 3-й Песчаной улице. О Николае Ивановиче рассказала его дочь, психолог, психолингвист,  академик  Российской академии образования Татьяна Ушакова.

Инженер Николай Ушаков/из семейного архива
Инженер Николай Ушаков/из семейного архива

В середине 1930-х годов «Метропроект» занимал часть бывшего Пассажа — сейчас это здание Театра имени Ермоловой. Торцевые окна выходили на Кремль.

— Папин стол стоял прямо напротив Спасской башни с курантами. Сослуживцы спрашивали: «Николай Иванович, сколько на ваших точных?» — говорит Татьяна Ушакова.

В конструкторском отделе, где работал ее отец, было шесть групп. Николай Иванович входил в ту, которая занималась объектами мелкого заложения. Глубина «Смоленской» —  первой станции, которую он проектировал, — восемь метров, а на участке метро от «Смоленской» до «Киевской» рельсы вообще выходят на поверхность.

Метро посреди села

Станцию «Сокол» — ее открыли 11 сентября 1938 года — Ушаков проектировал вместе с  инженером Николаем Кабановым. Архитектурный облик станции разработали братья Юрий и Константин Яковлевы, авторы Смоленского метромоста.

Когда «Сокол» открыли, был только один вестибюль — восточный, где фонтан. По обе стороны стояли деревянные дома села Всехсвятского, кирпичные девятиэтажки появятся только через 20 с лишним лет. Кстати, сначала новую станцию хотели назвать «Всехсвятская», потом «Поселок Сокол» — эти названия сохранились в документах.

Светильники из оникса

Вообще-то и станции «Сокол» первоначально не должно было быть. Конечной по проекту была станция «Аэропорт». Но у развилки Ленинградского и Волоколамского шоссе построили метродепо, и рядом появился незапланированный «Сокол».

Станция для Москвы не совсем обычная. Во-первых, она двухпролетная: по центру платформы расположены поддерживающие свод колонны. Нетрудно заметить, что на большинстве московских станций три пролета и два ряда колонн. Во-вторых,  плафоны  светильников, которые вмонтированы в своды, сделаны из оникса — этот полупрозрачный камень пропускает свет. Огромные мраморные панно на путевых стенах вблизи лестницы в центре зала не случайно кажутся пустоватыми. На них намечалось высечь статьи Конституции, принятой в 1937 году. Почему-то задуманное не осуществилось.

Консоли на «Маяковской»

Участвовал Ушаков и в строительстве станции «Маяковская».

— Папа придумал, как сделать своды выше и устроить углубления, где разместились мозаики Дейнеки, — говорит Татьяна Николаевна. — Кроме того, он предложил революционный способ, как укрепить колонны. Обычно это делалось внизу, а он сделал укрепление сверху, на консолях, — вспоминает дочь инженера.
Рабочие инструменты Николая Ушакова /Арина Вакулина
Рабочие инструменты Николая Ушакова /Арина Вакулина

Бункер для Сталина

Во время войны Ушаков отправил семью в эвакуацию, а сам остался в Москве: проектирование и строительство метро не прекращалось.

— Позже «Метропроект» эвакуировали в Куйбышев, там папа проектировал бункер для Сталина недалеко от Волги. Сейчас это музей, я в нем была, — говорит Татьяна Ушакова.

Из Киева обратно в Москву

После войны «Метропроект» стал направлять Николая Ивановича в длительные командировки в столицы союзных республик, где начиналось строительство метро, — в Баку, Тбилиси, Киев. Результатом трехгодичной командировки в Киев в качестве главного инженера стало не только появление первой линии Киевского метрополитена, но и то, что Ушаковы переехали на 3-ю Песчаную улицу в районе Сокол. До этого в Москве Ушаковы жили в коммунальной квартире на улице Горького.

— Мы жили вчетвером — родители и я с братом — в одной комнате, а в Киеве папе дали квартиру на Крещатике — хорошую, с двумя балконами, — вспоминает Татьяна Ушакова.

Родители уехали, а Татьяна с братом остались: они учились в аспирантуре.

— Мама в Киеве очень скучала без нас. В конце концов она уговорила папу вернуться и обратилась в бюро обмена квартир, — добавляет она.

Не сразу, но нашелся вариант: на Соколе жил генерал КГБ родом из Днепропетровска, жена у него была из Киева, она тоже очень тосковала. В 1957 году Ушаковы с ними поменялись.

Шанхай в Березовой роще

На Соколе тогда все было иначе. К примеру, Березовую рощу называли «шанхаем».

— Там стояло множество хибар, собранных из досок, фанеры, картона, и жили люди, но не бомжи, а просто те, у кого не было нормального жилья, — рассказывает Татьяна Ушакова.

Во дворах все было голо, ни кустика.

— Папа, как только вышел на пенсию, занялся озеленением: сажал липки, березы, — вспоминает она. — Он вообще был, можно сказать, общественником: следил за тем, чтобы в доме и во дворе был порядок. Деревья, посаженные им, сейчас большие и красивые. Мои внуки знают, что их сажал прадедушка.

© Север Столицы

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
У меня с мужчинами "всё сложно". В детстве мама допекала меня тем, что кто ж меня, такую неряху, возьмет замуж. Это было неправильно с ее стороны, но я у своих родителей первый ребенок, они были молоды когда я родилась (маме 20, папе 23) и понятия не имели о педагогике. В конце концов я ...
Оригинал поста на моём сайте . Можно ебануть камент ...
О как! В последние годы так называемый экономический рост базировался едва ли не в первую очередь на росте перечислений от украинских гастарбайтеров (то есть, по сути, от работорговли). Однако перечисления от работающих за бугром более года падают уже третий год подряд. По ...
Фантастическое открытие, сделанное вьетнамским институтом фармацевтики и фармакологии, взорвало европейские рынки этим летом. Этим открытием стал препарат «Эдалт», известный в просторечие как «лекарство от инфантильности» ( читать дальше ) UPD. ...
Ужасные вещи творятся в мире. А особенно не давние события в Венгрии просто не дают уму понять "ну как же такое можно было допустить". Люди совсем не ценят то, чем довольствуются сегодня, все это рано или поздно закончиться. А особенно для тех, кто ...