"Следую своим курсом"
nik_rasov — 31.08.2025
Вчера посмотрел этот фильм, раньше он мне, как ни странно, не попадался.
Фильм сняли на Одесской киностудии в 1974 году на чёрно-белую
плёнку.
За основу взят реальный случай: в 42-м лидер эскадренных миноносцев
«Ташкент» прорвался в осаждённый Севастополь, доставив в город
подкрепление и боеприпасы, а обратным рейсом вывез раненых и
полотно панорамы Франца Рубо. В то время оборона города близилась
уже к своему финалу, авиация немцев работала с аэродромов Крыма и
плотно перекрывала небо у побережья. И в Севастополь, и обратно
«Ташкент» прорывался с боями. Вместе с ним шёл эсминец
«Безупречный», его потопили на траверзе Аю-Дага, в воде оказалось
множество людей, «Ташкент» сам подвергся авианалёту, был вынужден
всё время маневрировать и отбиваться от самолётов противника огнём
корабельной артиллерии. Застопорить ход и оказать помощь гибнущим в
море морякам и солдатам, без риска погибнуть самому, он не мог.
Командир «Ташкента» получил приказ выполнять задачу и не принимать
на борт терпящих бедствия.
С лидера сбросили в море спассредства и корабль без остановки
продолжил следовать своим курсом на Севастополь.
Позже к месту гибели «Безупречного» подошли наши подлодки. К тому
времени почти все краснофлотцы и красноармейцы, попавшие в море,
погибли. Удалось спасти лишь несколько человек.
В фильме «Ташкент» назван «Стремительным», а «Безупречный» — «Дерзким».
К сожалению съёмки Севастополя производились среди декораций, и
мой любимый город мне не показали — только темнота ночи, пожары и
разрушенные строения, которых не опознать.
Эпизод со спасением полотна панорамы смотрится сюрреалистично.
Матросы ходят по предметному плану, сталкиваясь с манекенами
защитников города времён Первой обороны. Карабкаются по верёвкам,
режут на куски огромное полотнище и свёртывают их рулонами.
Все раненые на корабль, конечно, не помещаются, часть остаётся на
берегу. Пополнение, доставленное «Стремительным», с ходу, с
выгрузки, вступает в бой. Судьба этих солдат определена — им
предстоит либо погибнуть, либо вскоре попасть в фашистский
плен.
На эсминце вывозят раненую женщину-снайпера. Вероятно,
прототипом персонажу послужила Людмила Павличенко.
Вывозят из города и писателя — фронтового корреспондента. Это,
конечно, Евгений Петров, который действительно эвакуировался из
Севастополя на «Ташкенте». Перед писателем в фильме стоит вопрос —
стоит ли описывать в корреспонденциях трагедии людей, массовую
гибель, показывать всю изнанку войны или ограничится лишь
героическими эпизодами?
В финале подаётся вывод, что главное качество командира —
выполнить боевую задачу при любой складывающейся обстановке.
Подразумевается, что даже несмотря на жертвы и отказ в помощи своим
товарищам.
После просмотра фильма вспомнил, что схожий эпизод имеется в романе Алистера Маклина «Крейсер «Улисс». Там, понится, крейсер совершая маневр, проходит по головам тонущих моряков с соседнего судна, и тоже не имеет возможности им помочь.
«Улисса» я читал давно. В молодости роман произвёл на меня
довольно сильное впечатление. Позже я его перечитал и отметил, что
местами он излишне пафосный, излишне сентиментальный и оттого
звучит фальшиво.
Впрочем, как и другой военный роман Маклина — «Пушки острова
Наварон».
|
|
</> |
Консольные столики: стильные акценты в интерьере
Новости из украинской дурки...
Дзержинск. Конец лета 2025
Почему расставание с принцем Гарри называют «лучшим, что случилось с Челси Дэви»
Индонезийская культура через объектив Густи Аджи
Без названия
Opportunity: марсианский долгожитель, который не пережил бурю
С леди так не обращаются / No Way to Treat a Lady, США, 1968
Яблочное

