Следствие ведет психиатр
lord_k — 23.05.2010
Добрые люди
прислали ссылку. Оказывается, берлинский
психиатр от архитектуры решил сменить амплуа
(но не репертуар) и занялся расследованиями. В очередном сочинении
он безжалостно срывает покровы с выдвиженца-приспособленца,
ставшего знаменитым архитектором
"отнюдь не благодаря творческим
способностям, а скорее благодаря их отсутствию". Вместе с ним
бичеванию подвергается вся
"специальная порода людей, которая с
начала тридцатых годов заняла руководящие посты во всех областях
культурной, экономической и политической жизни". Творчеству
человека, попавшего в поле зрения следователя (или уже прокурора?)
дается суровая, принципиальная оценка:
"Проекты и постройки ...
примитивны и одномерны", "художественная косность", "лобовые,
примитивные и прямолинейные композиции", "сборная солянка". Вот
фон биографии бывшего армейского политработника, дошедшего до
степеней известных. И это лишь первая часть.
Что же построил этот бесталанный человек?

Да, это здание на Котельнической набережной в Москве построено по
проекту
Дмитрия Николаевича Чечулина. Он же - автор
ансамбля площади Маяковского, станций метро "Динамо",
"Комсомольская-радиальная" и "Киевская-радиальная",
неосуществленного 32-этажного небоскреба в Зарядье и гостиницы
"Россия", построенной на месте этого небоскреба, а также Белого
Дома (список неполный). В 1945-1949 - главный архитектор
Москвы.
Сам я к его работам отношусь по большей части равнодушно (дом на
Котельнической - исключение, но тут дело не столько в архитектурных
достоинствах здания, сколько в обстоятельствах моей жизни). Считать
его бездарным не могу по той причине, что видел множество
по-настоящему бездарных, бездушных и безликих построек.
И вот что хотелось бы добавить. В свое время, беседуя с людьми
сильно постарше, которые позволяли себе известное вольнодумство, я
понял, что наиболее сильное чувство отторжения вызывает у них новая
"правильная" архитектура, насаждавшаяся Посохиным и К°, а вовсе не
здания предыдущего периода. В конце концов, к "Семи сестрам" они
давно привыкли, через раззолоченные станции метро проходили каждый
день. А тут - нате, корбюзианство, да еще в самом дурном
исполнении. "Боже, как это похоже на детали машин!" - сказал, между
прочим, Иофан. О Новом Арбате сказал.
Но что значит мнение этих давно покинувших нас людей для того, кто
день и ночь ведет борьбу с несуществующим "тоталитарным
искусством"!