Скорость нереальных денег.
pound_sterling — 14.03.2011Джеймс Хэмилтон недавно написал очень важный текст, наверное один из самых интересных для меня со времен его критики действий Феда 2 года назад. 6 марта он описал, что происходит и может произойти с резервами (деньгами), которые банки хранят на счетах ФРС и которые не выходят в реальную экономику.
Как известно, общий взгляд на эмиссию долларов, которую проводит Фед - деньги лежат нетронутыми на балансах банков. Хэмилтон опровергает это положение. Деньги движутся - но очень медленно. Если в нормальное время один доллар переходит от банка к банку за день 100-200-300 раз, то сейчас каждый созданный доллар переходит между банками только 2-3 раза в день. И несмотря на такую низкую скорость оборачиваемости денег, Хэмилтон говорит что беспокоится все же стоит и приводит график
на графике видно, что скорость оборота денег во время рецессии значительно падает, НО! после преодоления рецессии скорость может расти вертикально вверх, то есть очень быстро и за короткий промежуток времени, за квартал, полу-годие. Например есть опыт 90-ых, когда длительный период стагнации банковского кредита после рецессии 1991 года сменился резким ростом кредита в 1996-97 году:
Но для кратного увеличения темпов роста кредита нужны не деньги, а идеи. Деньги есть и они порождаются самой системой. Для того чтобы использовать эти триллионы денег вяло перетекающих со счета на счет внутри банковской системы нужны идеи куда их направить. А пока кредит замер на отметке 15-летней давности, то есть сейчас американской экономике кредит не нужен, и что самое удивительное, программа QE2 никак не повлияла на динамику роста кредита, темпы прироста топчутся на одном месте уже почти пол-года.
Кажется из идей в Америке есть только экспорт. Экспорт товаров, для увеличения занятости, и экспорт капитала, в поисках более высокой прибыли для компенсации потерь после пузыря. Но сколько денег нужно для этого? Сравнивая монетарную базу феда с серединой 90-ых, можно констатировать 5-кратное ее увеличение, с 500 млрд до почти 2,5 трлн долларов. Это означает, что даже незначительного увеличения скорости обращения денег в банковской системе хватит чтобы переполнить реальную экономику реальными деньгами, это означает что движение капитала может быть стремительным, и регуляторам понадобятся значительные усилия и нетрадиционные методы, чтобы сдерживать эту массу денег и не допустить новых ошибок.
И возможно есть 2 пути для всей этой массы денег, "спрятанной в подвалах ФРС":).
1. Удерживая монетарное смягчение бесконечно долго, Америка становится источником ликвидности для всего мира, основой для долларового керри-трейда. Это означает перспективу стагнации внутреннего кредита, стагнации внутреннего экономического роста, сокращение потребления, сокращение долгов и, в перспективе, сокращение торгового дефицита. Тогда нужно боятся всем нам, так как от слабого ускорения обращения денег в Америке, на мировых рынках может возникнуть цунами.
2. Повышая ставки уже в 2011-12 годах, Америка начинает двигать всю свою внутренню пищевую цепочку банкиров, устроенную на процентных ставках, побуждая банкиров активнее пользоваться деньгами, увеличивая скорость превращения нереальных денег - в реальные, потраченные на активы с большей доходностью. И опасность движения этой глыбы монетарной базы Америка уже ощутит сама. Возможно появятся идеи внутреннего американского экономического роста и кредит будет выдаваться как в лучшие годы 90-ых и 00-ых, с утроенной скоростью, и безработица будет на минимальных уровнях, но сдерживать динамику монетарных агрегатов будет сложнее. (сейчас лично я в этот путь не верю)
Возможно и сочетание этих двух путей в различных комбинациях, которыми деньги потекут на рынки и в карманы людей.
Прошло уже 2 года, как Хэмилтон написал ту статью, выражая свои сомнения в способности регуляторов контролировать процессы с помощью монетарных мер. С тех пор ничего не произошло. Все это очень напоминает ситуацию перед экономическим бумом дот-ком в середине 90-ых, очень долгий период восстановления и поиска идей роста. Деньги по-прежнему еле ворочаются на счетах, скорее ползут, чем плавно перемещаются, и кажется кредитная система все еще парализована. И беспокоится не о чем. Но Хэмилтон считает что риски никуда не исчезли, а только увеличились. И это только кажется, что деньги могут лежать без движения вечно, на самом деле они могут очень быстро прийти в движение. Но пока на вопросы, которые он задавал и 2 года назад и сейчас, все еще нет ответа. Что будет тогда, когда скорость нереальных денег увеличится?
Есть пример Великой Депрессии, когда регуляторы после первой
рецессии решили уменьшить выросшую слишком высоко скорость движения
денег, повысили нормы резервирования и монетарными методами
устроили вторую рецессию (1937 год) во время Великой Депрессии
(кстати то монетарное ужесточение было их реакцией на рост
инфляции, что может произойти и сейчас). Какой можно извлечь из
этого урок? Ставки повышать нельзя? В таком случае перед нами лежит
первый путь, долларовый керри-трейд, экспорт капитала и
экспорт кризиса. Как вылечить гринспеновские смягчения
"слишком низко слишком долго"? Только методом еще большего
смягчения, устроить "еще более низко еще дольше"? Похоже что да. В
таком случае, Хэмилтон прав, и мы можем увидеть два противоположных
периода, в первом мы живем сейчас - низкая скорость движения денег,
беспокоится не о чем, и это может продолжаться достаточно долго,
чтобы все привыкли и успокоились, и тогда наступит второй период,
когда беспокоиться будет уже поздно.
...
|
</> |