Сколько в СССР стоило съездить на машине к морю?
5koleso — 29.03.2023Тем, у кого возникают сомнения реальность автомобильных путешествий на юг времен СССР, лучше всего пересмотреть популярнейшую комедию «Три плюс два» режиссера Оганисяна. Фильм, снятый аж в 1963 году, отлично смотрится и сегодня. Море, солнце, любовь – и никаких преград. Не нужно ни путевок, ни санаториев – все свое везу с собой!
Понятно, что жанр комедии имеет свои права на некоторые красивости и преувеличения. Не бывает таких очаровательных соседок на диком пляже – да и ребят таких тоже поискать надо. И не всякого дурака-официанта в разгар сезона можно обмануть, выдав себя за иностранца парой ненашенских фраз. Однако же сама идея дикого южного отдыха в те времена срабатывала практически без сбоев. На «юга» запросто гоняли даже на мотоциклах – что уж говорить про обладателей автомобилей с гарантированной крышей над головой.
Бензин обходился в копейки. Конечно, и тогда находились такие, кто называл цены грабительскими: в 70-е годы литр АИ-93 стоил аж 10 копеек! Залить полный бак в Жигули стоило около 4 рублей. Дорога, скажем, от Саратова до Анапы протяженностью около тысячи километров обходилась примерно в червонец. Туда-сюда: два червонца…
Дальше начинаются всяческие «если». Герои упомянутого фильма питались довольно скромно, обходясь консервами, сухарями и еще чем-то простецким. Но такой режим экономии выбрали они сами. Если, при этом, вас устраивает жизнь в палатках и в автомобиле, то никаких иных затрат почти что и не будет – разве что на походы в булочную и посещение иных объектов цивилизации.
Если исключить спартанский режим как заведомо неприемлемый, то можно привести противоположный пример, целиком взятый из жизни конца 70-х. Уже упомянутые Жигули с экипажем из трех человек (папа – мама – ребенок) в течение месяца, что называется, валял дурака, не отказывая себе ни в чем. Прикатив из Саратова в Анапу, семья поселилась в частном одноэтажном секторе, причем предложения были «на выбор».
Проблему питания решили, приобретя какие-то недорогие путевки в местном санатории – это давало право на гарантированную кормежку, если не удавалось перекусить во время очередного пробега по достопримечательностям. А пробеги устраивали постоянно – Абрау-Дюрсо, Керчь, Ялта и т.п. Купались всегда на диких пляжах, которые попадались практически на каждом шагу. При этом экипаж уверял, что там, дескать, было лучше, чем на платных. По вечерам – кино и прочие местные развлечения.
Однажды пришлось посетить автосервис: стала сифонить прокладка впускного трубопровода. Прокладку им поменяли – сейчас уже не помнится, на штатную или же на самопальную. Однако больше она не дурила. Через месяц, облазив все, что можно, и посетив все мыслимые пляжи, экипаж вернулся в Саратов. Вольготная жизнь обошлась этому семейству в 3000 рублей.
Много? Да, очень много, но у этих людей такие деньги были. Другая крайность – смотри вариант первый: с консервами и сухарями. Понятно, что средний расход на подобную поездку обходился в несколько сотен рублей: каждый выбирал для себя какой-то приемлемый вариант. Одни предпочитали ласты с маской, другие в то же время резались в карты и глушили коньяк – бывало всякое. Одни снимали жилье, другие смело ставили палатку – как в кино. Одни растягивали отдых на месяц, другим хватало недели.
Что касается собственно езды, то машин на дорогах было до неприличия мало – сегодня такое увидишь разве что в старых кинофильмах. Заправок тоже было мало, но их как-то хватало. Перекусить или переночевать по дороге было практически негде, но, как ни странно, именно это позволяло назвать свой вояж не поездкой, а настоящим автопутешествием. В котором вместо смартфона была плохая автомобильная карта, где почти ничего не было обозначено, а потому все, в общем-то, зависело только от тебя.
И это было здорово.
Что еще почитать:
Ремонт, дружба, алкоголь: как возник гаражный культ в эпоху СССР
Секретные «сороконожки»: как в СССР в тайне создавали внедорожники, не имеющие аналогов в мире
Эти фото прошлого века удивляют: зачем автомобили возили огромные мешки на крышах
|
</> |