Сколько в СССР стоило съездить на машине к морю?

топ 100 блогов 5koleso29.03.2023

Тем, у кого возникают сомнения реальность автомобильных путешествий на юг времен СССР, лучше всего пересмотреть популярнейшую комедию «Три плюс два» режиссера Оганисяна. Фильм, снятый аж в 1963 году, отлично смотрится и сегодня. Море, солнце, любовь – и никаких преград. Не нужно ни путевок, ни санаториев – все свое везу с собой!

Понятно, что жанр комедии имеет свои права на некоторые красивости и преувеличения. Не бывает таких очаровательных соседок на диком пляже – да и ребят таких тоже поискать надо. И не всякого дурака-официанта в разгар сезона можно обмануть, выдав себя за иностранца парой ненашенских фраз. Однако же сама идея дикого южного отдыха в те времена срабатывала практически без сбоев. На «юга» запросто гоняли даже на мотоциклах – что уж говорить про обладателей автомобилей с гарантированной крышей над головой.

Сколько в СССР стоило съездить на машине к морю?

Бензин обходился в копейки. Конечно, и тогда находились такие, кто называл цены грабительскими: в 70-е годы литр АИ-93 стоил аж 10 копеек! Залить полный бак в Жигули стоило около 4 рублей. Дорога, скажем, от Саратова до Анапы протяженностью около тысячи километров обходилась примерно в червонец. Туда-сюда: два червонца…

Дальше начинаются всяческие «если». Герои упомянутого фильма питались довольно скромно, обходясь консервами, сухарями и еще чем-то простецким. Но такой режим экономии выбрали они сами. Если, при этом, вас устраивает жизнь в палатках и в автомобиле, то никаких иных затрат почти что и не будет – разве что на походы в булочную и посещение иных объектов цивилизации.

Если исключить спартанский режим как заведомо неприемлемый, то можно привести противоположный пример, целиком взятый из жизни конца 70-х. Уже упомянутые Жигули с экипажем из трех человек (папа – мама – ребенок) в течение месяца, что называется, валял дурака, не отказывая себе ни в чем. Прикатив из Саратова в Анапу, семья поселилась в частном одноэтажном секторе, причем предложения были «на выбор».

Проблему питания решили, приобретя какие-то недорогие путевки в местном санатории – это давало право на гарантированную кормежку, если не удавалось перекусить во время очередного пробега по достопримечательностям. А пробеги устраивали постоянно – Абрау-Дюрсо, Керчь, Ялта и т.п. Купались всегда на диких пляжах, которые попадались практически на каждом шагу. При этом экипаж уверял, что там, дескать, было лучше, чем на платных. По вечерам – кино и прочие местные развлечения.

Однажды пришлось посетить автосервис: стала сифонить прокладка впускного трубопровода. Прокладку им поменяли – сейчас уже не помнится, на штатную или же на самопальную. Однако больше она не дурила. Через месяц, облазив все, что можно, и посетив все мыслимые пляжи, экипаж вернулся в Саратов. Вольготная жизнь обошлась этому семейству в 3000 рублей.

Много? Да, очень много, но у этих людей такие деньги были. Другая крайность – смотри вариант первый: с консервами и сухарями. Понятно, что средний расход на подобную поездку обходился в несколько сотен рублей: каждый выбирал для себя какой-то приемлемый вариант. Одни предпочитали ласты с маской, другие в то же время резались в карты и глушили коньяк – бывало всякое. Одни снимали жилье, другие смело ставили палатку – как в кино. Одни растягивали отдых на месяц, другим хватало недели.

Что касается собственно езды, то машин на дорогах было до неприличия мало – сегодня такое увидишь разве что в старых кинофильмах. Заправок тоже было мало, но их как-то хватало. Перекусить или переночевать по дороге было практически негде, но, как ни странно, именно это позволяло назвать свой вояж не поездкой, а настоящим автопутешествием. В котором вместо смартфона была плохая автомобильная карта, где почти ничего не было обозначено, а потому все, в общем-то, зависело только от тебя.

И это было здорово.

Что еще почитать:

Ремонт, дружба, алкоголь: как возник гаражный культ в эпоху СССР

Секретные «сороконожки»: как в СССР в тайне создавали внедорожники, не имеющие аналогов в мире

Эти фото прошлого века удивляют: зачем автомобили возили огромные мешки на крышах

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Россия не в состоянии противостоять развитым странам мира в новой холодной войне. Экономическое противостояние с Западом губительно для страны… Реальные доходы россиян падают 20-й месяц подряд Между тем, все заняты своим делом. Депутаты регламентируют ловлю покемонов, министры обеспечи ...
...
Уважаемые! Нам надо как следует отмыть новую квартиру от следов стройки (и строителей). Ищу фирму, которая занимается уборкой квартир после ремонта от Хайфы и до Наарии. Буду благодарна рекомендациям (или антирекомендациям) по сабжу. ПС. В одной из фирм мне предложили услуги по цене 13 ...
все заняты, насущные дела, 'отечество а опасносте' (с), то, сё, но где если уж не запрет, то хотя бы квоты на экспорт ну например драгоценных металлов для начала? В страны бывшие партнеры хотя бы. Путин требовал от правительства список стран, куда должны быть ограничены поставки ...
О Лейфе Эрикссоне Согласно источникам, сегодня за океаном отмечают «День Эрикссона» – правда, вряд ли празднования носят широкий размах. Так или иначе, в последние десятилетия специалисты практически договорились, что именно этот викинг открыл Америку за полтысячелетия ...