Сколько стоит инновация
Сергей Ольховский — 20.03.2011С 20 ноября 2010 г., мы ездим днем с включенным светом фар. Это новшество продиктовано заботой депутатов Госдумы о безопасности движения, сохранении человеческих жизней и основано на опыте зарубежных стран. Только страны эти, в основном, - северные, где полярная ночь или сумерки занимают основную часть суток. Логика понятна – власти этих стран ставят законодательный барьер перед потенциальными идиотами, если таковые вдруг найдутся, которые в кромешной темноте или при слабом свете северного сияния будут передвигаться по дорогам с выключенными фарами, подвергая опасности, как свою жизнь, так и жизнь пешеходов.
Являясь, по основному образованию, инженером-механиком по двигателям внутреннего сгорания, решил подсчитать, во что обходится эта инновация стране и каждому автовладельцу. Итак, расчет, в котором все исходные данные взяты из интернета и доступны каждому любопытному:
- Российский парк автотранспорта составляет: легковые автомобили - 41,2 млн. единиц, грузовые автомобили - 5,35 млн. ед., автобусы - 2,49 млн. ед.;
- Ориентировочное время эксплуатации автотранспорта в дневное время суток (это предположение): 2 часа, 8 часов и 10 часов, соответственно;
- Перемножив эти цифры и еще раз умножив результат на 350 дней в году, получим суммарное время эксплуатации автотранспорта за год - 54036 млн. машино-часов.;
- Мощность электроламп автомобиля при движении с ближним светом фар (лампы ближнего света, габаритные огни, подсветка номерных знаков и панели приборов) - 0,225 кВт.;
- Фактический средний удельный расход топлива автомобильным ДВС, с учетом изношенности парка - до 0,35 кг/квт.час или до 0,5 л/квт.час - по бензину;
- Перемножив между собой три последние позиции, получим суммарный расход топлива на внедрение инновации - 6079,05 млн. литров бензина;
А если в рублях, то умножив эту цифру на стоимость бензина или дизельного топлива в 25 руб./литр, получим стоимость инновации - 151,976 миллиардов рублей.
А если пересчитать на стоимость затрат простого автовладельца личного автотранспорта, то получим: 2х350х0,225х0,5х25= 1968,75 рублей в год. Конечно, если он ездит меньше 2-х часов в день, то и затраты будут меньше. Именно столько мы выкладываем из своего кармана только за ближний свет фар, даже без учета к.п.д. генератора тока (0,4 – 0,5), дополнительного износа двигателя, стоимости замены перегорающих электроламп и т.п. Здорово! Кому и на что идут эти деньги?
Подсчитал и задумался – а есть ли обоснование этому новшеству и насколько оно сокращает аварийность? Может быть, где-то и есть, но в интернете не нашел. С другой стороны, Россия, ведь, страна большая и имеет протяженность не только с запада на восток, но и с севера на юг, вплоть до широты Стамбула, Рима и Барселоны. Тогда, наверное, правильнее было бы не обязывать всех ездить круглосуточно с включенным светом фар, а передать регламентацию времени включения и выключения таковых на усмотрение регионам?
Если, действительно, доказана эффективность мероприятий такого рода, то у меня есть новое, не менее эффективное предложение. В целях дальнейшего повышения безопасности движения, весь автотранспорт должен быть окрашен в оранжево-красный сигнальный цвет. Тоже не поленился и подсчитал, что понадобится минимум 410 тыс. тонн краски.
Нет, не подумайте, что я работаю в лакокрасочной промышленности. Чтобы снять с себя такое подозрение, можно выкрасить только у депутатов, чтоб издалека было видно…
P.S. Вознаграждение за рацпредложение, имеющее большое народно-хозяйственное значение, прошу перечислить Гайдпарку в фонд «Интернет – без сквернословия и мата».