Сколько лет может служит корабль

топ 100 блогов vorchy31.03.2025

Сегодня мы коснемся одной из моих любимых тем - сочетание истории, техники и флота. Кто-нибудь задумывался, сколько может прослужить корабль? Сколько лет самому старому действующему кораблю российских ВМФ? Аврора это вообще оригинал или реплика? Попробуем разобраться в этой теме.

Фото с fleetphoto.ru. Крейсер
Фото с fleetphoto.ru. Крейсер "Аврора" на вечной стоянке


Стоит сказать, что срок службы корабля во все времена был небольшим и обычно не превышал 30 лет. Данная цифра касается практически всех эпох без исключения.

Естественно, первым материалом, из которого стали строить корабли, было дерево. Разные породы древесины по-своему реагируют на соприкосновение с водой, но для строительства самого корпуса судна обычно использовался бук или дуб, как наиболее прочные породы. Даже при таком выборе редкий корабль мог прослужить и 15-20 лет.

Конечно же, были суда, чей срок службы переваливал за 20 или даже 30 лет, и тут возникает парадокс Тесея. Суть данного явления заключается в философском вопросе: остается ли предмет изначальным, если все его части были заменены? Благодаря капитальным перестройкам и ремонтам даже в XVIII или XIX веке срок службы корабля можно было растянуть до 50-70, а иногда и до 100 лет(!). Стоит оговориться, что относится это в большей части к английскому флоту, а в русском такие "гнилушки" пускали на дрова, потому что проще, дешевле и надежней было заложить новый корабль.

Есть заблуждение, что английские суда служили гораздо дольше, чем русские, и связано это с качеством строительства. Это миф, хотя английский бук был лучшим материалом, чем наш дуб, но это давало фору лишь в пару лет, не больше, к тому же, запасы бука были быстро уничтожены англичанами.

Почему же англичане так дорожили своими судами? Всё дело в законе. Для того, чтобы заложить новый корабль, требовалось разрешение самого парламента, а вот для реконструкции судна необходимо было распоряжение адмиралтейства. Строительство нового корабля - затея дорогая, и парламент часто браковал такие инициативы. Вот поэтому англичане корабли и "реставрировали", чтобы проще было получить деньги. Конечно, это была не реставрация, а по сути, полностью создание судна с нуля, но от прежнего корабля оставались название, история и год основания. Таким образом кораблю могло быть 40 лет, хотя от первоначального проекта ничего не оставалось и судно было полностью перестроено.

Англичане настолько умело научились обходить свои же законы, что в их истории это не единственный забавный случай связанный с кораблями. В 1815 году англичане обосновались на необитаемом острове Вознесения в Атлантическом океане. Однако вскоре выяснилось, что в государственной казне не хватает средств на содержание гарнизона. Остров сделали официально кораблей и переименовали в «HMS Ascension», его использовали как стоянку для кораблей. А жителей гарнизона сделали матросами.

По этой же логике мы с вами не можем считать знаменитый крейсер "Аврора" оригинальным кораблем, построенным ещё до революции 1917 года. Реконструкция крейсера прошла в 1984 году, и тогда было заменено более 50% корпуса судна, но помимо этого были перестроены надстройки корабля. Знаменитые корабли "Виктори", "Джилланд" и многие другие тоже результат значительных манипуляций, но уже в гораздо большей степени, чем "Аврора", так как это корабли из дерева, а не из металла.

С сайта olx.kz. Знаменитый линкор адмирала Нельсона
С сайта olx.kz. Знаменитый линкор адмирала Нельсона "Виктори"


А если говорить о веке XX, где, казалось бы, выпускались суда из материалов, которые явно долговечней материалов XVIII века, то тут возникает более парадоксальная проблема - быстрое устаревание технологий. Да, да! В первой половине XX века судно, которое было разработано и оснащено по последнему слову науки, техники и военной мысли, устаревало в момент закладки. А когда корабль был готов и спускался на воду, он был безнадежно отсталым, и где-нибудь рядом уже строился более современный и мощный корабль, но и он уже являлся устаревшим. Всё это оттого, что прогресс в эти годы стремительно развивался, и приходили новые технологии, и темпы строительства судов просто не успевали за ними, ведь корабль строят годами, а за это время многое могло поменяться.

Единственный на сегодняшний день полноценно сохранившийся боевой корабль XVII века - это шведский линкор "Ваза" или "Васа" - корабль не перестраивался, а был законсервирован реставраторами в специальном термобоксе-музее. Есть ещё парочка подобных кораблей, но со значительными утратами, поэтому тот же "Архангел Рафаил" я сюда включать не буду.

prestige-srv.ru Шведская
prestige-srv.ru Шведская "Ваза" в термобоксе


Ну а если говорить о "долгожителях" нашего флота, то здесь таковым является вспомогательное судно "Коммуна", которое было спущено на воду в 1913 году как "Волхов", а в дальнейшем переименовано. С вспомогательными спасительными судами всё немного проще, потому что по сути представляет из себя "Коммуна" катамаран для спасения подводных лодок.

Спуск «Волхов» (Путиловская верфь, ноябрь 1913 года).
Спуск «Волхов» (Путиловская верфь, ноябрь 1913 года).

"Коммуна" несет службу в составе Черноморского флота. В 2023 году судно в очередной раз модернизировано и переоборудовано. На корабле установлена современная техника и компьютерное обеспечение, имеются подводные роботы, так что корабль сильно отличается от своей версии 1913 года, но внешне всё ещё похож на первоначальный "Волхов".

Сколько лет может служит корабль
"Коммуна" в бухте Севастополя 2022 год

Современной информации по судну на данный момент мало. Известно, что корабль работал над местом гибели крейсера "Москва", а в апреле 2024 года получил повреждения в результате атаки по Севастопольской бухте. Какого рода повреждения получил корабль, к сожалению, я не обнаружил.

Все эти модернизации и реставрации, естественно, существенно могут продлить жизнь кораблю. Остается ли судно после этого прежним вопрос дискуссионный и даже философский. Каждый посмотрит на это под своим углом. Но факт в том, что 30 лет - крайний срок для корабля в любую эпоху, а дальше лишь в утиль, либо масштабная перестройка.

Надеюсь вам было интересно. Если и дальше хотите следить за моим каналом то подписывайтесь в ЖЖ или переходите на мой Дзен-канал. 

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Посмотрел фильм про Чаек. Очень хороший фильм, грамотно сделан, но не журналистское расследование (нет мнений другой стороны, нет мнений по многим моментам у максимально независимых экспертов), но это мелочи. Выводы. 1. В Генпрокуроры будет идти няш-мяш Поклонская . Или как одна из ка ...
Николь Шерзингер (40) со своим 27-летним бойфрендом, болгарским теннисистом Григором Димитровым в воскресенье во время отдыха в Сен-Тропе. ...
Осень – время, когда мир отступает от самого себя (да и от нас), дистанцируется – и позволяет себя рассмотреть. Летом мир на человека напирает – как же не уклоняться? Осенью можно смело идти ему навстречу – не приблизишься всё равно. И в воздухе его, всё более металлическом, резком, ...
Когда провластные блогеры с порывами экзальтации и соплями на мордах описывали "выдающуюся дипломатическую победу Путина и Лаврова в Стамбуле 27 марта", я принципиально ограничился перечислением только очевидных военных последствий (утрата стратегической инициативы, отказ от быстрой ...
Наш главный санитарный врач  Онищенко придумал поднять цену бутылки до 300 руб.Ну что можно сказать?Да здравствует новая самогонная революция!Правы классики:история учит тому,что ничему не учит.Не надо быть пророком,чтобы понять:народ снимет с антрессолей старые самогонные аппараты и ...