рейтинг блогов

Скелеты в шкафу

топ 100 блогов m_petra28.06.2014 Уж насколько я старалась помедленнее читать «Путеводитель по оркестру» Зисмана, но он все равно кончился, к великому моему огорчению. Буду теперь ждать следующую книгу.
По мере чтения дико захотелось тоже написать что-нибудь о каком-нибудь инструменте, и вспомнилось – а у меня ведь тоже есть некоторое «духовое» прошлое! А главное – задокументированное официально в московском ГОРОНО.


… Живя в Москве я редко упоминала, что умею играть на разных музыкальных инструментах. Ну всякие там аккордеон, балалайка, блокфлейта или гитара побренчать на радостях – это куда ни шло, но скрипка и фортепиано на равных – этого незнакомые музыканты не любили и сухо цедили, что раз несколько, то ни на одном прилично. Ну и пожалуйста. Я умею и умею – мне просто нравится играть на разных.
Но в Америке оказалось, что я, оказывается, называюсь вполне себе приличным словом «полиинструменталист», и что это красивая и нередкая строчка в резюме, а уж у наших концертмейстеров-мужчин и вовсе обязательная. И список их инструментов раз в пять-десять больше моего (но скрипки ни у кого нет, хм-хм). Бассетгорна тоже.

В далекие 90-е я преподавала фортепиано в педколледже взрослым девицам, которые не знали нотной грамоты. Инструментов у них не было, поэтому занимались они очень редко, с неохотой и высот, сами понимаете, достигали невеликих. Т.е. я занималась делом очень бестолковым и ненужным, а предмет этот был в расписании, тк колледжи учились по программе сталинских времен, когда учителей засылали в глухие деревни, и там, предполагалось, они должны были уметь заменять всех предметников в начальной школе – физрука, учителей рисования и пения. Поэтому в каждом педколледже протирал штаны большой штат музыкантов, который занимался этим неблагодарным делом. Но однажды что-то сдвинулась в голове высшего руководства, и был объявлен указ о внедрении «малых инструментов» вместо фортепиано. Мол, в деревнях фортепиано все равно нет, и учиться на нем сложнее, поэтому пусть играют на «малых» или «детских» муз. инструментах – все какая-то польза. Народники взбодрились, пианисты приуныли, я обрадовалась.

К тому времени я уже давала некоторым, самым тугим ученицам, играть на блокфлейте – не как на основном инструменте, а временно. Кстати, отличный метод! Если возникают проблемы с нотной грамотой, а в фп еще и две руки, то ученица зажимается все больше больше. А если начинаешь с ней то же самое играть на блокфлейте, то нотная грамота и чтение с листа идет на ура, ученица чувствует себя человеком, а потом возвращаемся обратно к фортепиано, и процесс идет бодрее.

Поэтому я обрадовалась, что можно законно забить на фортепиано и объявила, что буду учить на блокфлейте. И что самое восхитительное – колледж сразу их накупил.

Ах да, вы спросите, а откуда я научилась играть на блокфлейте?
У нас в студенчестве была мода такая, спасибо преподавателю по истории музыки, она затеяла. И у многих студенток были сопрановые блокфлейты (ездили за ними в магазин «Дрезден», за десятку такое деревянное богатство можно было купить, а нынче кругом сплошь пластиковые, тьфу на них). Мы таскали их с собой, и иногда набирались компании – поиграть в перерывах инвенции Баха или любые ансамбли – красота. И спустя несколько лет мне это умение-забава вдруг пригодилось.

Но одно дело играть, как бог на душу положит, а другое – преподавать. И пошла я на консультацию к мужу подруги, он трубач. (Вообще-то он дирижер, но его основной инструмент труба). Научи, мол, азам, как преподавать, вашим словам всяким умным, чтобы не было видно, что самоучка.
- Да чего там на блокфлейте-то преподавать? Все просто.
- Ну как просто, есть же терминология, позиции какие-нибудь, ну как к примеру называются эти дырочки?
- Сама ты «дырочки». Это «отверстия». А вот это – «лабиальное отверстие».
- Вот! Я так и знала! Я чувствовала, что будет какая-нибудь подстава на ровном месте.
И он обстоятельно рассказывал много интересного, и технически научил тому, чего я не знала, а играла по наитью. Самое крышесносное было, конечно, то, что, упрощенно говоря - у духовиков можно видеть в тексте (играть) одну ноту, а звучать будет другая (и не всегда одна и та же). Для абсолютника это смертельный номер.
Он рассказывал о строении и истории инструментов, очень понравилась фраза, которой он отвечал на большинство моих «Почему?» - «Так исторически сложилось». Отличный ответ, когда нет логичного ответа. У духовиков, по-моему почти все «так исторически сложилось». В общем, я по праву могу вносить имя чижикиного мужа в список своих преподавателей. А поскольку его брат – кларнетист, то консультации кларнетиста у меня тоже были, и много лет спустя я даже репетиторствовала у юного кларнетиста.

Но вернемся к студенткам. Пожалуй, «флейтистки» - были моими самыми любимыми студентками. От «пианисток» их отличали интерес к предмету, желание играть, горящие глаза. А еще – у них был свой инструмент. Возможно, это накладывает определенный отпечаток и делает их похожими на музыкантов. Многие не ограничились казенными, а купили себе свои. А главное – у них был результат, потому что научиться на блокфлейте гораздо проще, а видимые успехи вдохновляют.
Мы любили играть ансамблями – а это еще интереснее, и сложнее звучит. Специальных нот тогда не было, я добывала что могла, а еще можно брать любые ноты для хора – диапазон позволял.

Иногда я играла с ними на флейте, иногда – аккомпанировала, часто мы собирались специально, помимо уроков, когда все были свободны. Однажды к нам в ансамбль напросилась «скрипачка», конечно, мы поиграли с ней, но на сцену выходить не стали, тк «скрипачка» была начинающая, а мы хоть и тоже, но звучали прилично, по-взрослому. Уже могли воротить нос ☺

У нас даже были альтистки (из самых сообразительных). Конечно, я объясняла им про «строй», и что у них другая нотная запись, и как быть, если играть придется на другой блокфлейте, но играть учила по «человеческим» нотам. И вовсе не для того, чтобы их «не путать», а для того, чтобы они могли, как и остальные – просто брать любые ноты – для хора, фортепиано, скрипки – и читать с листа вместе с другими, в ансамбле.
Кстати, девицы свои инструменты любили, часто таскали их с собой просто так, норовили играть на них на всяких капустниках и прочих тусовках. Вот фотография, сделанная для стенгазеты, где речь шла об умениях и навыках, приобретенных в колледже, и как их можно применять в жизни:

Скелеты в шкафу recorderKON

А вот фотография, присланная мне в этом году, когда я просила прислать что-нибудь «символическое» о себе, и бывшая студентка прислала фото своей блокфлейты, как я была рада! Ничего не проходит бесследно ☺

Скелеты в шкафу recorderZhenya

На концерты я приносила им черные бархатные платья, которые одалживала у подруг-хористок, а зависимости от того, что играли, были украшения или отделка – белые воротники или цветные шарфы – красота. В общем, души в предмет было вложено много и с обоих сторон, поэтому процесс был в радость, а по итогам отчетных концертов какого-то года меня объявили лучшем учителем города по малым инструментам среди непрофильных муз. заведений. Но накануне пришлось поволноваться:

В панике звоню своему духовику-наставнику:
– Выручай! Идет комиссия, велено заполнять документацию, и я должна вписать, какой я духовик!
- Что значит «какой»? Ежу понятно какой.
- Да ладно! По уставу не может пианист блокфлейту преподавать, должен быть духовик. Я должна вписать, какой мой родной инструмент, что делать? Что мне вписывать?
- Ну, напиши флейту.
- Ты с ума сошел! А вдруг попросят сыграть?! Надо что-нибудь такое, что не попадется.
- Тогда вписывай бассетгорн. Точно не попадется – их в Москве два: в Большом театре и в музее музыкальных инструменов.
- Спасибо, ура! А он, вообще, к кому ближе?
- К кларнету, если ты это имеешь ввиду.
- А нижняя нота какая?
- Фа.
- Фу.
- Не привередничай.
- Да нет, что ты, спасибо.
Таким образом я вписала «бассетгорн» недрогнувшей рукой и затаилась, потому что документация педагогов новых предметов подвергались самой злой проверке (надо же за что-то с колледжа штрафные слупить? А с неизведанного это сделать легче всего).

Бумаги мои прошли на ура, а на открытый урок сначала никто из проверяющих не пришел, сказали – нет заявленного специалиста, а потом, нашли и прислали. Урок прошел замечательно, гости были в восторге, потом одна задавала мне вопросы, про инструмент, на котором училась в частности, и на слово «бассетгорн» даже бровью не повела, из чего я сделала вывод, что она все-таки не была духовиком, за что я прониклась к ней ласковой нежностью, что редко бывает по отношению к проверяющим.

Вот, собственно, и вся история. Но бассетгорн, кстати, я больше никогда не упоминала, ни в каких резюме, да и не было у меня отродясь никаких резюме. Чтобы пригласили на работу, надо просто отыграть один урок и все. А резюме-документации, это больше в ГОРОНО уважают.

А вот для примера три бассетгорниста зажигают:


Скелеты в шкафу

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Специально обученный турнирный шлем для конного поединка на копьях (Stechhelm), получивший поэтическое название "Жабья голова". Конкретно этот произведен в Иннсбруке (СРИ), примерно в 1480-1500 годах. Высота шлема общая 446 мм, вес 10,035 кг! Шлем из собрания The Art Institute of Chicago, ...
В ОБЕД спутница жизни сказала: "Ты обещал сварить салму". Я возразил: "Не обещал, а ты велела". - "Какая разница? Для бульона возьми из морозильника целую куру". - "Нам двоим будет не съесть". - "Хорошо. Возьми не целую. Там есть и ножки, грудки"... Салма (ударение на втором слоге) ...
Как известно, фамилии на Руси – это дворянская роскошь. В 18-19 веках мальчикам-семинаристам фамилии усваивали епископы. Обычно - по месту служения их отца. Раз служит в Вознесенском храме – то и мальчик будет Вознесенским. В Преображенском храме ...
Итак, продолжу про конкурсы. Что-то мне подсказывает, что первым делом читателей интересуют конкурсы в которых они могут поучаствовать, поэтому начну с них. Я знаю, что меня читают люди с воображением. Поэтому - включите воображение и ...
Раньше Сова относилась к людям хорошо, теперь - взаимно. ...