СКАЗОЧНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ РОМАН О романе А.Проханова «Лемнер»

топ 100 блогов domestic_lynx05.11.2025


Мы ехали из Москвы по трассе М4 Дон в наше хозяйство в Ростовской области (1 200 км), а затем через неделю проделывали этот путь в обратном направлении. По дороге слушали в аудиоформате роман Александра Проханова «Лемнер». По приезде в наше подмосковное жильё ещё полдня дослушивали до конца, благо случился праздничный день – Народного единства.

Рядом с нами по трассе ехали военные грузовики (впрочем, не многочисленные) с камуфляжем на крыше, и всё было словно декорацией к увлекательному повествованию.

Проханов, как всегда, пишет очень живописно, ярко, вкусно, фантазийно. Похоже на картины Босха, отчасти на иллюстрации к детским сказкам Юрия Васнецова. А по литературному стилю слегка похоже на словесное узорочье Лескова. Всё там сказочно, нереально, но дивно интересно и напоминает… пожалуй, городецкую роспись. Там ведь тоже есть какие-то сюжеты и персонажи – одновременно похожие и не похожие на настоящих людей и реальную жизнь. В любом случае, к произведениям Проханова нельзя подходить с меркой «Так не бывает», или «Сразу видно, что автор никогда там не был/не видел/ не участвовал», или «На самом деле было так-то и так-то». Никакого «самого дела» тут быть не может: есть художественная реальность, выдуманная автором. Мастерски выдуманная, не оторвёшься.

У Проханова удивительный ритм повествования, местами прямо-таки стихотворение в прозе. И чтец Игорь Пронин очень хорошо читает, подчёркивая авторский ритм. Хорошая книга тем и отличается от плоховатой в первую очередь именно ритмом прозы.  Я, признаться, даже боялась, что муж, бывший в нашей поездке за рулём, укачается на волнах этой прозы и перестанет следить за дорогой. И постоянно указывала ему на постоянно возникающую на дороге надпись: «Сон за рулём – смертельный риск». Но ничего – не укачался, а с интересом следил за приключениями героев.

Сказочная история, которую рассказывает автор, сюжетно чрезвычайно похожа на подлинную историю мятежа Пригожина, что случился два с половиной года назад. Тут не может быть сомнений, о чём, всё это. Автор вовсе не скрывает, на что именно он намекает, даже не намекает, а прямо говорит: чтоб у читателя не возникло сомнений,  кто есть кто в романе, автор дал герою – Лемнеру -  позывной  «Пригожий». Многие политические фигуры названы прямо-таки слегка изменёнными настоящими именами: Анатолий Чулаки, Ксения Сверчок, ректор высшей школы экономики Лео (в жизни – Мау).

Присутствует там и Президент, щедро и изобильно изукрашенный всяческими порождениями народной фантазии: тут тебе и двойники (их в романе целых пятнадцать), и увлечение художественной гимнастикой (которой, как известно, мужчины не занимаются). Двойники рождаются на свет божий как-то не попросту; автор вообще увлечён изысканными способами и приёмами размножения, что ныне принято называть «репродуктивными технологиями». Так, например, в романе освоен способ размножения людей с помощью икры – как рыбы. Это было бы действительно здорово – в свете охватившего всё белое человечество (и не только белое) демографического кризиса.

Что касается двойников Президента, то эта тема пользуется в народе славой неоспоримо установленного факта: моя косметичка любит об этом поговорить и очень хвалит придворных косметологов за высококвалифицированный макияж и всевозможные косметические изыски, произведённые с исключительным мастерством. Я как-то раз робко предположила: «А вдруг это один и тот же человек? И никаких двойников нет…». «Как нет? - изумилась мастерица. - Все же говорят». Значит, идея двойников Президента вполне овладела массами, наряду с интернетовскими сказаниями некоего якобы «генерала СВР». Все эти порождения народной фантазии автор широко использует в своём произведении. Наверное, так и нужно: литература ведь и выросла когда-то из фольклора, всякого рода сказок, мифов, легенд и сказаний.  «Что за прелесть эти сказки — каждая есть поэма!» писал Пушкин брату Л. С. Пушкину из Михайловского в Петербург. Вы думаете, сказки и легенды были в седой древности, а в наш век универсального прогресса их нет? Люди никогда не перестанут рассказывать истории из жизни сильных, властных, знаменитых, что прозваны ныне celebrities. Так что фольклор вечен, и Александр Проханов охотно и умело вплетает его в ткань повествования. Мне кажется, даже порою перебарщивает в этом деле. Много лет назад мне привелось переводить сказки неаполитанского автора XVII века Джамбаттиста Базиле, написанные в стиле барокко. Там всё было как-то чересчур, изукрашено, перегружено. Читая, вернее, слушая Проханова, я непроизвольно вспомнила те давно забытые сказки. При этом нельзя не признать, что и те сказки, и роман Проханова – интересные, необычные, яркие.

Вместе с тем, мне кажется, что роман выиграл бы, не будь его фабула чересчур близко подобна реальным событиям. Это же не памфлет, а нечто большее – можно сказать, сказочно-политический роман. Мне думается, именно близость к реальным событиям и породила разразившийся недавно скандал с отменой презентации в Доме Книги на Новом Арбате,  с отсутствием книги в магазинах. Вряд ли автор сознательно хотел этого скандала: он и так достаточно знаменит и популярен, чтобы прибегать к скандалу как методу рекламы и раскрутки; обычно это делают начинающие. Выиграли от скандала, как часто бывает, барыги-перекупщики: в интернете предлагают печатное издание «Лемнера»за 12, а то и 15 тыс. руб. Моя соседка, готовая было купить книгу, сказала, что знает лучшее употребление пятнадцати тысяч, чем аллегорическая история о мятеже Пригожина.

Мне кажется, лучше было бы автору удалиться от реальных прототипов.  Есть известная латинская фраза – «Nomina sunt odiosa» – дословно «Имена ненавистны». Впоследствии философы (в частности, Людвиг Витгенштейн) использовали эту фразу, говоря о том, что всякое название, наименование, наклеивание  ярлычков мешает нам познавать истину. Мне кажется, эта мысль в высшей степени подходит к роману Проханова: будь он меньше привязан к конкретным событиям и лицам, он был бы более универсальным, его общеисторическое, философское звучание было бы ярче и убедительнее.

Впрочем, автор и так высказывает и утверждает немало очень точных мыслей о русском народе, русской власти, русской истории.

Важнейшая мысль: русскому народу по сердцу монархический образ правления. Он для него естествен и желанен. Русский народ взыскует царя, ища его в каждом новом правителе.

Лемнер высказывает идею, что наряду с царём был бы полезен вождь. Царь – это стабилизирующее начало, носитель традиционных ценностей, а вождь – это тот, кто ведёт народ вперёд, естественно, с благословения царя. Такую конструкцию предлагал итальянский философ Юлиус (Джулио) Эвола; у него она была трёхчелнной: Rex (царь), Dux (вождь), Heritigo (наследник). (Впрочем, у Проханова об этом не сказано). Вполне возможно, что Вождь способен придать народной жизни некий динамизм, предохранить её от застоя.

Лемнер прочит себя в вожди, сознавая, что в России царём или вообще первым лицом не может быть еврей (а Лемнер – еврей). Мне кажется, это верно в том смысле, что первым лицом в России должен быть человек того народа, который создал государство и несёт на себе большую часть тягот его защиты и поддержания. Это не значит, что другие народы хуже или менее уважаемы, но всё-таки на первом месте народ и история хочет видеть русского.

Автор и герой (Лемнер) много размышляют о политической роли военных и армии в государстве. Эта роль должна быть выше нынешней. Именно военные должны быть главными людьми в государстве и его руководителями.

В знаменитой 11-й главе «Послания ап. Павла к Римлянам» начальники, государственная власть – это те, кто носит меч.  По мечу и опознаются начальники («князи» - по-церковнославянски).

О том же самом в тёмном стиле, присущем «сумрачному германскому гению», писал Гегель в своей первой большой работе - книге «Феноменология духа» (1807). Он считал, что только тот может властвовать, кто способен рисковать жизнью. Это психология хозяина. Господином становится тот, кто готов смотреть в глаза смерти. Кто готов умереть. А кто к этому не способен и не готов – тот раб, слуга, он должен подчиняться.

Лемнер, а вместе с ним и Проханов, считают, что военные должны занять существенное и заслуженное ими место в структуре власти. Мне лично кажется, что именно так и будет: новая российская элита будет в своей основе состоять из победителей идущей сейчас гибридной войны. Придут ли они к власти в результате переворота или будут призваны действующей властью -  знать нам не дано. Но они придут: России нужны их кшатрийские, воинские энергии.

Признаться, меня сильно впечатлил такой факт: в конце текста написано, что автор писал его в 2023-20024. Годом раньше (в 2022-2023) я написала роман в двух частях, где тоже происходит военный переворот и установление, в сущности, военной диктатуры. Роман этот был опубликован в сети и в журнале. Правда, у меня  эти события отнесены в будущее. Как знать, быть может, по городам и весям России бродит призрак таких событий, как когда-то по Европе бродил «призрак коммунизма» (как было написано в знаменитом «Манифесте коммунистической партии» Маркса и Энгельса)?

Герой романа, Лемнер, терпит поражение и погибает: его отравляет ведьма, в которую он влюбился, а та состоит на службе у властей предержащих и получает приказ на ликвидацию. Прототип Лемнера, мятежник Пригожин, погиб в авиакатастрофе вместе со своими главными соратниками. Однако жизнь продолжается, и движется она (в романе и в жизни) к очищению от чуждой народу прозападной либеральной идеологии и её носителей. В романе главные либералы казнены по приговору открытого судебного процесса. В жизни большинство и них здравствует, но исторический путь их завершён. Россия идёт по пути независимости и самостоятельного развития. На этом пути много преград, будет немало жертв, но это – победный путь. Такое впечатление остаётся по прочтении романа.  Мне кажется, любой  читатель, не равнодушный к исторической судьбе нашего народа, прочитает его с пользой и с интересом: в интернете роман есть.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
День 21. В светофоре весны с приближением лета, Когда мир уже встал, но еще не одет, Цвет зеленый снимает любые запреты, Потому что он есть разрешительный цвет. (Валерий ...
Режиссеры Фаина Веригина, Александр Покровский Оператор Лев Стрельцин Композитор Юрий Саульский Художник Михаил Курилко-Рюмин Актеры Всеволод Якут, Наталья Архангельская, Татьяна Шумова, Владимир Мащенко, Алексей Шейнин, Елена Силина, Юрий Комаров, Юрий Волков, Юрий Блащук, Владимир ...
. К сальным шуткам Путина западные журналисты давно привыкли, а потому правильно идентифицируют "носителя духовных скреп" России аки "быдло обыкновенное". Поэтому меня заинтересовала не очередная "хохма" от Путина, а его поведение. Мне тут один френд-психолог сказал, что не зря оно дергае ...
Ну что, мои маленькие обезьянки! ;) Новый год уже постепенно наступает! И я хочу пожелать вам много всего хорошего, но, главное, оставайтесь такими же юморными и классными! Спасибо, что некоторые из вас радуют меня своими эмоциями, мыслями и грамотной речью :D Желаю, чтобы н ...
Это Томас Исидор Ноель Санкара, президент Буркина–Фасо. Он жил на жалование армейского капитана, составлявшее $345 в месяц, а президентскую зарплату в $2000 перечислял в сиротский фонд. После смерти президента выяснилось, что из имущества, ...