
Сказочники

Нужно сказать, что идея переделки старых модификаций вертолётов Ми-8 под новые двигатели отнюдь не нова, начало процессу было положено в 2012-2013 годах. Тогда несколько машин, принадлежащих собственно предприятию и были переделаны в профиль Ми-8МСБ:

Под это дело был скуплен и свезен к вновь построенному цеху авиахлам со всей укропии:

Особого ажиотажа в авиационных кругах это не вызвало – обычно все «коммерческие» начинания богуслаевской своры заканчивались пустым пшиком. Но потом случилась война на Донбассе и бандэровцам срочно понадобились вертолёты. И, начиная с декабря 2014 года перепилы под названием Ми-8МСБ стали поступать в войска. Хронологию не буду раскрывать – просто опишу текущее состояние дел.
Начнём, по традиции, с бывшего 7-го полка армейской авиации (ныне 12-я авиабригада, базируется на аэродроме Новый Калинов в Львовской области).
1. Вертолёт б/н 261
Прибыл в действующую одним из первых, первоначально был 43-м:

В 2017 году вернулся на завод, где был доработан – ему установили кронштейны для балочных держателей пилонов и ЭВУ (эжекционно-выхлопных устройств) на патрубки двигателей. Кроме того, были смонтированы бронещитки по низу кабины и заменены фюзеляжные топливные баки на устройства большей вместимости:

Нужно отдать должное - изготовитель занимается улучшением техники. Разумеется, не бескорыстно.

2. Борт 262 впервые засветился летом 2017 года:

Уже с пилонами и увеличенными баками, но без щитков и ЭВУ. Крайний раз его видели в апреле 2018 года:

3. Борт 263 появился (тогда как 44-й) на люди в ноябре 2016 года:

Первоначально был в минимальной конфигурации, но тоже был подвержен «апгрейду»:

4. К сожалению, достоверных документальных свидетельств наличия четвёртой машины (б/н 260 или 264) пока нет. Правда есть два снимка подтверждающих её существование. Оригинальный рисунок камуфляжа у вертолёта на снимке, сделанном в Новом Калинове:

На другом фото три машины 7-го полка – средняя и правая идентифицировались, но Ми-8МСБ слева отличается от других известных бортов:

Таким образом, калиновцы имеют в закромах как минимум звено.
11-я бригада армейской авиации (аэродром Чернобаевка в Херсонской области)
5. Борт 161 также впервые засветился в Чугуеве в декабре 2014 года, тогда он был 80-м:

Потом по накатанной схеме – завод – обвешивание железяками - новый нумер:


6. 162-й впервые появился в 2017 году в полёте:

Ещё на заводе без опознавательных знаков, но в полной комплекции:

Номер увидели только в 2020 году:

7. Борт 163 в 2018 году как новый, всё при нём:

Четвёртая чернобаевская машина пока в бегах.
16-я бригада армейской авиации (аэродром Броды в Львовской области)
8. Также в 2014 году был получен «лысый» борт с номером 71:

Та же процедура с заводской доработкой:

В 2019 году стал 661-м:

9. Необычный борт. Первоначально в 2015 году засветился под б/н 72:

В 2019 году попал в кадр на заводе в процессе доработок:

(Засветили и его заводской номер - МСБ8150018)
Отличается наличием аппарели в кормовых створках (как на люксовых пассажирских вертолётах):

Новый номер пока не видели, но подозреваю, что стал 662-м.
10. Борт 663 (ранее 75) был официально получен укровермахтом в августе 2016 года, из оборудования только пилоны:


Но так и остался в первозданном виде:


Третьей бродовской машины пока не видно.
18-я бригада армейской авиации (аэродром Полтава)
Создана уже во время войны и, соответственно, пополнялась уже в ходе боевых действий. Со снимками оттуда проблема, однако известен списочный состав транспортных эскадрилий – 7 единиц Ми-8Мт и 4 единицы Ми-8МСБ. Это примерно соответствует числу подобных машин и в других авиабригадах.
11. Ми-8МСБ б/н 860 (изначально 01):
Первый раз появился в свет в июне 2015 года (сама бригада сформирована в феврале):


(Сразу же был с баками увеличенной ёмкости)
Снова засветился на заводе в декабре 2018 года:

(заводской номер МСБ8150017)
Он же в марте 2019 года:

Из отличительных особенностей этой машины – аппарель в корме. Более на глаза не попадался.
12. Борт 861
Увидел свет только в 2018 году:

Сразу в полном комплекте, даже посадочные фары в подкосах шасси:

13. Борт-ингогнито (862 или 863) на полтавском аэродроме:

Ещё две армейские машины не удалось пока опознать и привязать – но их отличает оригинальный рисунок камуфляжа:


Подводя промежуточный итог можно с большой долей достоверности констатировать, что бригады армейской авиации получили по одному звену (по четыре единицы) Ми-8МСБ.
Военно-воздушные силы
203-я учебная авиационная бригада (аэродром Чугуев в Харьковской области) получила в 2018-2019 годах два экземпляра Ми-8МСБ.
1. Борт 80 – сразу в максимальном комплекте:

2. Борт 82 – аналогично:


456 -я бригада транспортной авиации (аэродром Гавришевка под Винницей)
3. Единственный Ми-8МСБ, но в полных доспехах:

15-я бригада транспортной авиации (аэродром Борисполь под Киевом)
4-5. Два безномерных полных близнеца:


Отличительные особенности – метеорологический радиолокатор под серым обтекателем в носовой части и гасите вибрации на втулке несущего винта. Машины лишены атрибутов военной техники (кроме устройств выпуска ложных тепловых целей и инфракрасных ламп), ибо предназначены возить главарей хунты:




Один из них засветился в августе 2017 года в Запорожье:

Второй появился в Борисполе в апреле 2018 года:

Пару слов о их происхождении. 15-я бригада имела несколько покойников Ми-8Т/ПС, один из них попал в кадр в 2017 году на «Мотор Сич»:

Вот этот:

Но под переделку попали другие машины – летающие салоны.
Б/н 01 успел поучаствовать в бандеровской киноподелке «Гвардия» (снимался в 2015 году), но потом пропал из эфира.

Борт 02

тоже смог вляпаться в киношлак под названием «Чернобыль»:

Съёмки которого были летом 2018 года. Таким образом календарно всё совпадает. Кроме того, эти две машины отличались от обычных Ми-8Т составом электронного оборудования – под хвостовой балкой у них подвешен антенный блок ДИСС-15 (доплеровский измеритель скорости и сноса), вот такой:

Во втором отсеке контейнера установлен регистратор полётных параметров (оранжевые блоки):

Серийные Ми-8Т оснащались блоком ДИВ-1 (доплеровский измеритель вектора):

В связи с прогрессом электроники необходимость в таком громоздком блоке регистратора отпала – сейчас он представляет собой миниатюрный твердотельный накопитель. По этой причине нашим подопечным оставили только само антенное хозяйство ДИСС-15 – на снимке видны заклёпанные отверстия в хвостовой балке:

10-я морская авиационная бригада
Сразу две машины прибыли осенью 2019 года (б/н 43 и 44) в полной комплектации:


Нацигвардия как получила в 2015 году три экземпляра Ми-8МСБ, так и сидит на них до сих пор (б/н 15, 27 и 28):



Ибо сейчас её усиленно напичкивают еврокоптерами.
Госслужба по чрезвычайным ситуациям входит в структуру МВД, соответственно, её тоже усиленно пересаживают на евробляхи:

Успели они получить только один МСБ – в 2015 году:

Дошло до того, что один из их Ми-9 (б/н 28) был капитально отремонтирован на «Авиаконе», но без ремоторизации:

Однако, на «Мотор Сич» не теряют надежду впарить ещё один борт, по такому случаю даже изготовили гибрида:

Госпогранслужба, как и вся укропия, испытывает большие проблемы в авиации.

Машин мало, ресурса ещё меньше. Дошла очередь и до них - в январе 2020 года был официально получен Ми-8МСБ:


Вторая машина засветилась через год без излишней шумихи в прессе:

Нужно отметить, что эти вертолёты не оснащены посадочными прожекторами в подкосах шасси, аппарелями в задних створках и имеют топливные баки минимального объёма. Такой себе бюджетный вариант «модернизации».
Таким образом, силовым структурам еврохунты было поставлено в общей сложности 29 экземпляров Ми-8МСБ.
Теперь о других несчастных – выставочных образцах.
Первоначально переделке были подвергнуты машины из собственного авиапарка предприятия, именно их в довоенные годы и возили по разным выставкам, они же проходили обкатку материальной части.

Первым камуфлированным бортом стал вот этот, выставленный на MILEX-2014 в Минске:

Его же, слегка переделанным (заменили хвостовую балку, шасси и повесили самопальные ЭВУ), показали в сентябре на выставке «Оружие и безопасность – 2014» в столице еврохунты:


На следующем «Оружии и безопасности-2015» показали машину в армейской раскраске:

В качестве опции положили рядом прицельно-обзорный блок:

На польскую военную выставку MSPO-2018 выставочный экземпляр прилетел уже своим ходом:

Оснащён он был по последнему слову укропской военной мысли:

(Заводской номер борта – 9732911)
Последний раз Ми-8МСБ видели на выставке «Оружие и безопасность-2019»:

Во всех выставочных случаях машины заметно отличались внешне и по комплектации.
Камуфляжный рисунок тоже каждый раз был уникальный и ни на одной машине армейской авиации замечен не был.
Несколько слов о коммерческой составляющей.
Было поставлено всего несколько машин:
1. В белорусскую авиакомпанию "Orsha Air":

Но в 2014 году её вернули, что бы отдать в евровермахт.
2. В 2013 году борт UR-MSK был продан в Перу:

Где и разбился в 2018 году.
3. Выставочный борт-старожил UR-MSB – на выставке KADEX-2017 в Казахстане:

4. Туда в 2018 году был продан вертолёт (бывший UR-VBC экс Ми-8ППА з/н 9797525) в медицинскую службу:

5. В 2018 году борт UR-MSF был продан в ФРГ:

6. В 2017 году борт UR-MSJ сначала оказался в Объединённых Арабских Эмиратах:

А в следующем году продан в Индонезию:

7. В ангаре индонезийской фирмы «APR Aerospace Engineering» нашёлся и последний пропащий (разноцветный на заднем плане):

Это борт UR-VBE, также проданный BNPB:


8. В 2019 году показали ещё одного свежеотремонтированного Ми-8МСБ:

Причём заготовка для него была куплена в Китайской Народной Республике:

Очевидно, что, несмотря на все усилии, укропский ремфонд был вычерпан до дна. Уже в 2016 году в заводском цеху были замечены детали от российского вертолёта:

Вот этого, аж из дальневосточного Приморского Края:

Заключение
Разумеется, ни о каких 80-ти или даже 120-ти перепиленных вертолётах на «Мотор Сич» не может быть и речи. Могу предположить, что они подсчитали все заводские ремонты, а некоторые экземпляры побывали в цехах по нескольку раз.
Эпопея же с Ми-8МСБ фактически подходит к завершению. Под это дело «Мотор Сич» скупил многие десятки покойников с кладбищ, освоил кровельно-заклёпочные работы на жестянках, множество видов дефектоскопии, ремонт авиационного и радиоэлектронного оборудования, ремонт вертолётной механики, сборку-разборку летательных аппаратов.
А на выходе – жалкая серия в четыре десятка контрафактных вертолётов.
Основным же «кормильцами» в скором времени станут уже другие машины:

|
</> |
