Сказки, да и литература вообще, эволюционируют. И процесс
bormor — 13.05.2011 — Лытдыбр Сказки, да и литература вообще, эволюционируют. И процесс этот со стороны выглядит странно.Давайте посмотрим ну хотя бы как выглядели и как себя вели персонажи обычной народой сказки. Злые в них всегда выглядят непривликательно. Злой герой брутален, уродлив, ругается почём зря, жрёт как не в себя, вооружён чем-нибудь кривым и зловещим. Очень часто злодей - маг. Или, на ходой конец, монарх - но всегда чужой державы. Впрочем, монарх тоже может быть магом.
Добрые герои, как правило, ликом и телом прекрасны. Со старшими они разговаривают уважительно, птичку или зайчика без нужды не обидят, первыми в драку не лезут, а предлагают честный поединок. Они никогда не бывают магами, хотя и могут пользоваться магической поддержкой со стороны. Магия в народной сказке всегда либо нейтральна, либо направлена во зло. Волшебник может помочь главному герою, если тот ему понравится или выслужится как-нибудь. Но самому сражаться со Злом? Нет уж, увольте!
В главные герои обычно шли люди знатные. Рыцари, принцы, на ходой конец купеческие или поповские дети. Подчёркиваю - это именно герои, а не персонажи! Иванушка-дурачок не герой. Он персонаж сказки бытовой, иронической. Эпических подвигов от холопа никто не ждёт. Крестьянин может обменять корову на свинью, или обмануть вороватого торговца, или насолить властям, буде представится случай. Максимум - вывести на чистую воду какую-нибудь не особо злобную Бабу-Ягу. Со Змеями сражаются Иваны-Царевичи. Или Алёши Поповичи. Или Добрыни Никитичи, боярские сыновья. Про Илью Муромца можете не намекать, сам помню. "В селе Карачарово, у крестьянина Ивана Тимофеича..." Илья - случай особенный, он Избранный. Пришли волхвы, определили его на подвиги, наделили Силой и подарили артефакты невиданной мощи (ну не может же обычный, пусть даже говорящий, конь сто лет ждать в подвале оседланным, без еды и питья. Да и меч, пусть самый острый и длинный, не срубит за один взмах сотню голов. Длины не хватит до задних рядов дотянуться). А с Избранных и спрос особый, да и дозволено им многое. А пока Илья был обычным крестьянином - ничегошеньки он не мог, так и сидел сиднем тридцать лет, и ещё столько бы просидел.
А что сегодня? Откроем первую попавшуюся книгу современных сказок.
Добрый герой брутален, груб, матерится почём зря и пьёт не просыхая. С высокой долей вероятности он либо маг, либо оборотень, либо вампир. Простым людям мир не спасти, это точно. Если ты обычный человек и вдруг надумал пойти в герои - изволь хотя бы облучиться при взрыве реактора, чтобы мутировать, но выжить. Ну хоть таблеточку выпей!
Герой должен быть циничен, презирать остальное человечество, его руки обязаны быть по локоть в крови, а перспективы - унылы и безрадостны. Моральные ценности размыты. Сексуальные предпочтения: чем больше, тем лучше. Если среди противников героя встречаются лица противоположного пола - сцена соблазнения неизбежна. Но это так, рабочий момент.
В отличие от Зла, которое вечно вынашивает коварные планы, Добро вообще мало размышляет. То есть размышляет, конечно, и даже постоянно (включая самые неудачные моменты) - но не о тактике и стратегии, а о чём-нибудь отвлечённом. О мировой несправедливости, например, или о моральном выборе, или о том, какие все сволочи, не исключая и его самого. Эти нехитрые соображения Добро охотно озвучивает и делится с окружающими. Окружающие обижаются и никем не понятое Добро впадает в ещё большую меланхолию. Загадочная мятущаяся душе Добра настолько загадочна, что её не понять своим скудным умом никому из людей - в том числе и автору с читателями.
У Зла всё просто. Зло руководствуется ясными и практичными соображениями. Жить в замке из костей некомфортабельно, а вот уютный офис или оборудованный по последнему слову техники особняк - то, что надо. Разбой на улицах - какой примитив! Экономически целесообразнее открыть десяток фиктивных фирм, куда простой обыватель сам с радостью вложит последние сбережения. Красть чужих невест? Зачем? Сами прибегут.
Зло выглядит импозантно. Зло одевается у лучших модельеров. Зло улыбается с журнальных обложек и с телеэкрана, Зло финансирует перспективные исследования и тратит деньги на благотворительность (ну, не просто так, конечно, а чтобы потом создать из облагодетельствованных сирот армию верных миньонов). Зло всегда находится на гребне волны, оно управляет политикой, экономикой, культурой... царевичи, поповичи, купцы, ага-ага. Зло всегда отлично вооружено, снабжено и обеспечено. У Зла тысячи и миллионы сторонников, в отличие от Добра, на стороне которого лишь кучка разобщённых изгоев, которых ещё нужно собрать и как-нибудь примирить друг с другом. Зло выглядит настолько привлекательно, что Добру приходится сражаться не столько с ним, сколько со всем миром - этой тупой толпой сочувствующих обывателей, которые сами не понимают, что для них Добро и что - Зло. Нет, потом-то они это поймут, когда Добро победит. Поймут и признают свою неправоту. Но тоже, не факт. Скорее всего, народ так и будет проклинать своих спасителей и жалеть пригравшее Зло - но мы-то, читатели, знаем, что к чему! А народ - да тьфу на него, что он вообще соображает? Скоты-с.
Было бы интересно проследить эволюцию сюжета за последние несколько сотен лет. И чего я не литературовед...