Сказка
konst_ranet — 02.05.2019 Читая известную сказку Ганса Христиана Андерсена, мы многое воспринимаем именно сказкой, не представляя порой, что подобное происходило и происходит где-то рядом с нами, стоит только оторваться от повседневной рутины и заглянуть в тот мир, который нас окружает и живёт своей жизнью.Начало этой истории я не запечатлел в фотографиях, но люди, живущие неподалёку от этой протоки Иртыша, рассказали, как всё начиналось.
Впервые увидели гуся-гуменника на этой протоке в конце сентября. Был он ещё подростком, делающим недалёкие перелёты. Откуда он появился никто не знает.
Иртыш, пройдя через турбины Усть-Каменогорской ГЭС, зимой не замерзает на несколько километров вниз по течению, в зависимости от температуры. Это место уже не один десяток лет облюбовали для зимовки некоторые водоплавающие: кряквы, гоголи, крохали, которые сбиваются в стаи.
Выбрал наш гусёнок крякв. А те приняли его в свою стаю. Со временем протока полностью замёрзла, и стая переместилась на Иртыш. Многие люди обратили внимание на крупную «утку» в стае и стали уделять ей больше внимания. У нас многие зимой подкармливают птиц.
Тут уже утки почувствовали преимущество пребывания в их стае гуменника – люди старались дать хлеба именно ему. Но не всегда это получалось: по поведению гуся можно было бы назвать увальнем - движения неторопливые, размеренные, степенные. Более быстрые и наглые кряквы быстрее его оказывались у брошенного хлеба.
Люди выработали даже тактику кормления: сначала отвлекающими бросками хлеба уводили уток от гуся, а потом точно под него бросали пищу. Вороны тоже не заставили себя долго ждать, хватали хлеб налету. Здесь я впервые увидел, что и крохали, питающиеся рыбой, вступили в борьбу за такой подкормкой.
Гусь как-то отстранённо смотрел на эти утиные схватки за хлеб: не досталось, ну и ладно, мне и водорослей хватит. И продолжал щипать водную растительность, что была на отмели. Я думаю, если бы люди не подкармливали его, он всё равно бы выжил – в воде для него хватало растений.
Удалось ему пережить и суровые январские морозы, и февральские метели. А когда пришла весна, стало совсем хорошо. И вот, однажды в апреле он исчез, возможно, увидел и услышал своих родных, с которыми ему не удалось по осени улететь в теплые края. Как это происходило уже рассказывал Ганс Христиан.
Я не стал рассказывать эту историю зимой, хотел дождаться хорошего окончания. А то, что оно было хорошим, я не сомневаюсь.
Предлагаю посмотреть два коротких ролика из зимней жизни гуменника.
Первый снят в 30-градусный мороз. А во втором - его обычные зимние будни.
|
</> |