Сказка о доброй королеве

В определенном смысле я человек монархических взглядов и никогда этого не скрывал. Конечно, восстановить монархию в России уже нереально. Предыдущие поколения правителей сделали все возможное, чтобы уничтожить даже саму возможность этой реанимации. Норвегию такие кровавые социальные эксперименты обошли стороной. Можно написать целое эссе, почему я люблю эту страну. Но одна из причин заключается в том, что Норвегия – это королевство.
Я был в Норвегии уже шесть раз. Последние четыре раза – на фестивале «Barents Spektakel», который уже восьмой год проводится в местечке Киркенес. В предыдущие годы мы выступали там и всей группой, но в этом я приехал туда с программой из песен Вертинского, вдвоем с нашим пианистом Сашей Белоносовым. Фестиваль оставил самые приятные впечатления. Выступало множество достойных музыкантов, в том числе наши артисты Алина Орлова, группа Маркшейдер Кунст и очень хорошая московская группа «Еverything is made in China» - совершенно европейского уровня музыканты. Однако помимо состава участников, «Barents Spektakel 2011» порадовал еще одним значимым событием.
Фестиваль почтила своим присутствием Ее Величество Королева Норвегии. Любопытная деталь - она прилетела из Осло на обыкновенном рейсовом самолете. Не было никакого спецрейса, королева летела вместе с остальными пассажирами, купившими билет на этот самолет. Среди них оказались мои знакомые ребята, корреспонденты. Перед взлетом командир экипажа по традиции обратился к пассажирам: « Доброе утро, Ваше Величество Королева Норвегии, доброе утро, уважаемые господа!». Только так они и узнали, что вместе с ними летит королева.
А лично я видел, как она останавливалась в гостинице, в которой год назад останавливался сам – хорошая, конечно, гостиница, но в принципе ничего особенного. Никаких специальных резиденций для нее опять-таки не было выделено. Весь кортеж королевы, доставивший ее в гостиницу, состоял из 4 машин. Две – это Вольво, не знаю, что за модель, современные, но не лимузины, а обычные легковые. В одном из этих автомобилей и сидела королева на заднем сидении справа. По дипломатическому этикету это самое почетное место – помню это еще по своей дипломатической работе. Помимо двух Вольво кортеж составлял один джип сопровождения и еще какая-то легковушка – все.
Как мне показалось, королеве чисто по-человечески было небезынтересно побывать на этом фестивале. Насколько известно, ради этой поездки она отложила некоторые свои церемониальные дела. Я не знаком, разумеется, с ее графиком, но по идее королева могла бы заехать сюда просто на пару часов. Однако она провела на фестивале целый день и уехала лишь на следующее утро. Королева открыла фестиваль, а после участвовала в конференции по вопросам развития северных территорий и арктического бассейна между Россией и Норвегией. Присутствовало много наших экономистов, политических деятелей, был губернатор Мурманской области, посол России в Норвегии, многие другие – честно говоря, не скажу, кто именно, не особенно интересовался. Мы с Сашей открывали конференцию песней «Маршруты московские».
Часто ли приходится русскому артисту, к тому же рок-музыканту, выступать перед королями и королевами? Вопрос, конечно же, риторический. Во-первых, наши артисты вообще не слишком часто выступают за рубежом, а во-вторых, даже если и выступают, то чаще всего перед иммигрантской тусовкой.
Конечно, Ее Величество – обыкновенная женщина из плоти и крови. У нее две руки, две ноги. Но воспринимать ее как обычного человека, пришедшего к тебе на концерт, невозможно. Потому что она - королева, которых в этом мире осталось очень мало. Что и налагает особую ответственность на артиста. Ты не только поешь, но в некотором смысле еще и представляешь свою страну. Как бы там ни было, лично для меня есть определенная разница – спеть в ночном клубе или спеть для королевы.
Вечером того же дня организаторами фестиваля был дан ужин в честь королевы. На этом ужине выступал норвежский дуэт со скрипкой и тубой и я с гитарой и романсом «Гори-гори, моя звезда». Своего рода визитная карточка России. Не знаю, как много русских артистов слышала королева, и кто из них вообще перед ней выступал, но я в любом случае чувствовал, что передаю ей привет из России. Удивительно, но обратная связь была. Слушала она очень заинтересовано.
Королева была одета в обыкновенную европейскую одежду. Но если поставить ее в толпу людей в такой одежде, все равно было бы видно, что она – королева. Несмотря даже на то, что не родилась королевой, а стала ею в 1991 году. Родом Ее Величество из простого сословия, и норвежский народ ее очень любит и уважает, относится к ней с большим пиететом. Я с ними согласен, есть за что. Ее манеры я бы охарактеризовал, как царственная простота. Однако простота совсем непростая. За ней скрывается высокое благородство, и это ощущается непосредственно.
Мне доводилось выступать перед людьми, облеченными высокой властью. Но только не высоким королевским достоинством. Любой политический деятель – это не более чем топ-менеджер, он приходит и уходит. А короли и королевы остаются в истории. В этом и разница между правителем любого уровня и особой царской крови.
|
</> |