"Сказать, что результаты поиска его удивили — не сказать ничего" или
hippy_end — 30.07.2024 Это -- первая часть большого материала моего давнего Френда о том, как в Китае информация исчезает из интернета, причем, эта однако тенденция становится характерной и для других развитых странСразу оговорю, что сам уже понятия не имею, что такое есть "объективная реальность", поскольку отражают эту реальность по факту только СУБЪЕКТЫ, а в системе жизни на этой планете всё сугубо относительно и контекстно
Так что с некоторых пор сам предпочитаю использовать другое содержательное понятие: адекватность или неадекватность, причем, "здесь и сейчас" -- в данное время и в данном состоянии постоянно изменяющейся системы жизни в целом, ее части -- системы мировой цивилизации, -- и входящих в нее более мелких частей и функциональных элементов
Также, поскольку материал очень большой, сокращаю его "политическую" часть и разбиваю его для облегчения восприятия на две части
А в целом -- материал, на мой взгляд, достаточно интересный и познавательный
Так что -- цитирую, выделяя некоторые места:
«Лангольеры Оруэлла
... Раздумывая над темой очередного материала, китайский блоггер Хэ Цзяянь решил создать историю, посвященную крупному бизнесмену, основателю «Алибаба» и «Алипэй» Джеку Ма. Для всех таких материалов сначала нужно собрать источники. Поэтому он вводит имя «Джек Ма» в поисковик «Байду» и задаёт временные рамки 1998--2005. Сказать, что результаты поиска его удивили — не сказать ничего.
Поисковик выдал ему 1 (один!) результат. Кликнув на него, Хэ понимает, что на самом деле эта веб-страница была опубликована в 2021, но по непонятным причинам была неправильно классифицирована поисковиком. Упоминаний Джека Ма до 2005 года, таким образом, в китайском интернете найти невозможно.
Как так? В 2005 в Китае было 111 млн. интернет-пользователей. Всю первую половину 00-ых компании Джека Ма занимали первые позиции на рынке интернет-торговли, а самого предпринимателя народная молва окрестила «королём интернета». Но сейчас всё выглядит так, как будто ни этих 111 миллионов людей, ни «короля интернета» не существовало.
Может, дело в поисковике? Хэ вбивает аналогичный поисковый запрос в «Гугл» и «Бинг». В этих находится чуть больше — до десятка результатов. Но всё равно это просто крупицы по сравнению с тем, что должно быть. И большая часть результатов также датирована неправильно и по факту была опубликована позднее.
Ладно, не сдаётся Хэ. Джэк Ма — опальный олигарх, попавший под репрессии властей. Надо поискать других персон. Он ищет руководителя «Хуавэй» Пони Ма (никак не связан с Джеком), руководителя «Сяоми» Лэя Цзюня, интернет-предпринимателя Ло Юнхао, тайваньского поп-идола Джей Чоу… И вновь — никаких результатов. Ничего.
Поиск "Лэй Цзюнь" до 2005 г. вообще ничего не выдаёт
Хэ Цзяянь понимает, что темой его следующего поста будет совсем не Джек Ма. А то, что китайский интернет попросту исчезает на глазах. Исчезает в никуда.
Контент почти все китайских сайтов, популярных в 1998-2005 — условную «домобильную», Веб 1.0-эпоху китайского интернета — начиная с определенного года, полностью отсутствует на просторах Сети. Это касается и крупных площадок вроде ”NetEase” и “Sohu”, и персональных веб-страниц. Единственным исключением является Sina.com, где можно найти хоть какие-то странички 2014 года и ранее. Но и их осталось гораздо меньше, чем было изначально.
«Кажется, что есть некое чудовище, пожирающее веб-страницы, — пишет Хэ. — Оно придерживается стрелы времени, от прошлого к настоящему, сперва откусывая понемножку, затем помногу, поглощая весь контент в китайском интернете на промежутке в 5 или 10 лет».
Хэ проводит аналог с «двумерной пленкой» из романа китайского фантаста Лю Цысиня — абсолютным оружием, уничтожающим саму трёхмерность пространства. Мне же больше по душе отсылка к более попсовому (и более старому) чтиву — «Лангольерам» Стивена Кинга. Тайна лангольеров, мистических существ, пожирающих реальность, в повести Кинга так и остаётся нераскрытой.
Сможем ли мы раскрыть причины исчезновения китайского интернета? Хэ называет два фактора. Первым и главным он считает экономический.
Поддержание сайта в доступном состоянии требует ресурсов: серверного оборудования, каналов связи, электроэнергии — и, в конечном счете, денег. Несмотря на то, что интернет воспринимается бесплатной площадкой, кто-то всё равно несет издержки на его функционирование.
Чтобы тратить деньги на сохранение веб-сайтов, надо видеть в них какую-то ценность. Корпорации готовы поддерживать свои страницы из имиджевых и пиар-соображений. А вот персональные страницы, составляющие большую часть Сети, а также сайты развалившихся компаний, уже не имеют таких заинтересованных «спонсоров». Там остается единственный канал монетизации — показывать посетителям рекламу.
А для этого нужен пользовательский трафик. Но за этот трафик вёдётся не прекращающаяся ни на секунду SEO-война по продвижению коммерческих площадок в топ поисковой выдачи. И в этой войне «бесхозные» веб-страницы неизменно оказываются проигравшими. Не помогает делу и политика веб-поисковиков, алгоритмы которых высоко ценят свежий контент и задвигают в самый низ старые страницы.
Как только трафик иссякает — исчезает экономическая мотивация держать сайт онлайн. Он исчезает. Становится добычей лангольеров.
Второй фактор Хэ Цзяянь деликатно называет «регуляторным»:
«В целом, регулирование информации в интернете — это процесс, который эволюционирует из «ничего» во «что-то», от снисходительного к строгому, и от строгого к еще более строгому. Контент, который был когда-то легальным, больше не отвечает регуляторным требованиям; а контент, когда-то считавшийся «серым», становится «черным». Этот контент будет напрямую удален».
Наблюдения Хэ справедливы в том числе и для западного сегмента интернета. Но… Но западный сегмент интернета до 2005 года не представляет собой такой идеальный, вычищенный лангольерами дочиста вакуум, как в Китае. Поэтому напрашивается вывод, что в Китае существует, опять-таки в деликатных выражениях, «национальная специфика».
Хэ отмечает, что пользователи Сети могут выступать в роли чересчур рьяных «вахтёров». Они откапывают какие-нибудь заявления, сделанные на персональной странице 10 лет назад, отбрасывают любой контекст, демонизируют их автора и объявляют кампанию по «отмене» этого персонажа. Сюжет, весьма распространенный на Западе, но, оказывается, не обошедший стороной и Китай.
В условиях двойного прессинга — со стороны государственных цензоров и сетевых активистов — самой безопасной тактикой становится самоцензура. Проще говоря, чем меньше твоих мыслей опубликовано онлайн — тем меньше возможных проблем.
«Поскольку никто не знает, какой контент на веб-сайте или какие сказанные слова повлекут для этого человека катастрофические последствия несколько лет спустя. Лучший путь — это напрямую удалить все эти «бомбы с часовым механизмом», то есть закрыть веб-сайт или удалить весь контент».
Хэ рассуждает о других причинах исчезновения веб-страниц — например, борьбу правообладателей с пиратским контентом. Но делает вывод, что все они незначительны по сравнению с экономическим и регуляторным факторами»
Источник информации: https://giovanni1313.livejournal.com/135368.html
Ну что, возникает уже впечатление, что былая архивация информации на бумажных носителях, которые могут лежать на полке библиотеки, вообще не завися от наличия электричества, была куда более надежной, нежели нынешнее лавинообразное накопление информации в пожирающих электроэнергию серверах, не говоря уже о том, что найти нужную информацию в ее "цифровом океане" становится порой сложнее, чем некогда в библиотеке, из-за многократно растущего объема "хлама" (?)
Продолжение о том, есть ли средство от пожирающих интернет Лангольеров, -- читать здесь:
https://hippy-end.livejournal.com/6588182.html
Подписывайтесь на Телеграм-канал Хиппи Энда на случай блокировки Живого Журнала: https://t.me/hippy_end2021
|
</> |