Сказать что ли некое слово про Ливию... Мне так лично
sergeyhudiev — 27.08.2011 Сказать что ли некое слово про Ливию... Мне так лично кажется, что гражданская война и иностранные бомбардировки — большое бедствие для любой страны. Чрезвычайно большое. Чтобы испытывать по этому поводу какие-то положительные эмоции, надо быть уверенным, что Муамар был бедствием значительно худшим. В принципе, такое возможно — Пол Пот был хуже, чем вьетнамское вторжение. Имело ли место такое в Ливии — я как-то не вполне уверен.Что правление Муамара было настолько ужасным, что поменять его на гражданскую войну, бомбардировки, и довольно хаотические перспективы было выгодной сделкой для ливийского населения — я как-то не уверен. Впрочем, может и была — может он и впрям такой гад, что слабо дисциплинированное ополчение, которое ходит по городам и мочит негров - это все же меньшее зло, чем Муамар.
Но есть некоторые вещи, которые мне не нравятся. Мне не нравится, когда живых людей убивают ради абстракций. Я не пацифист, и я мог бы убить — но я не стал бы убивать ради демократии, или второго начала термодинамики, или космологического аргумента. Я еще готов обсуждать демократию как способ устроить общественную жизнь так, чтобы люди жили в безопасности и достатке; что же касается демократии как некоей богини, которой надо приносить обильные человеческие жертвы — путь будет много трупов, пусть будут потоки беженцев, пусть будет разорение и голод — лишь бы демократия — то пусть адепты такой демократии употребят ее для демократического фистинга. То же самое я могу сказать по поводу таких абстракций как "народ" и "свобода".
Зверства и мерзости гражданской войны — реальность; тот человек, которого борцы за свободу повесили за ноги и кромсали ножами (снимая всю развлекуху на телефоны, ролик был в сети) — это правда жизни, "ливийский народ обрел свободу" — это возвышенные речи.
Значит ли это, что я сочувствую Муамару и желаю ему отбиться? Да нет мне дела до Муамара. Такая уж у него работа, ему за то бонусы были. Мне жалко простых людей, которые "народ Ливии". Негров жалко, которых мочат за то, что негры. Я хотел бы, чтобы установилась какая-то стабильная власть, при которой на улицах не убивают. По крайней мере, в таких количествах. Будем наделяться, это и произойдет — и у власти встанет новый новый лидер, который будет по своей демократичности и правособлюдению таким же Муамаром. В лучшем случае. Опыт Ирака не внушает, однако, оптимизма.
В коварство Запада я не верю, потому что если оно крякает как утка, то по-видимому, это утка и есть, а если люди ведут себя как идиоты, то есть более простое объяснение, чем далекоидущие коварные замыслы.
Если старина Маккейн думает, что гражданская война плюс иностранные бомбардировки — это то, что в России или в Китае люди себе хотят, потому что "хотят свободы", то не стоит искать тут глубокого смысла сакрального. Самое простое объяснение, по видимому, и самое верное. Жить в мире, где такие деятели могут обладать огромной властью и обрекать на смерть и страдания множество людей — довольно неуютно. Ну что же делать — такой вот мир.