Скауты и приоритеты.
alan_a_skaz — 31.08.2023 * продолжение к https://alan-a-skaz.livejournal.com/285107.htmlПри обсуждении судьбы легких крейсеров в мире и в РИ, мне нередко сообщают, что "Зато Россия подарила миру концепцию скаутов и первый из них!", полагая таковым крейсер 2 ранга "Новик".
Русская википедия, естественно, врёт примерно то же самое: "Идеологическим
Функция поддержки миноносцев для "Новика" оставалась чисто номинальной - потому что в РЯВ царские миноносцы, в отличие от японских, вели себя весьма пассивно (кроме короткого периода командования Макарова, когда их активность всё раво шла без поддержки "Новика" и приносила в основном потери). Поддержка выразилась, например, в том, что на место последнего боя "Стерегущего" крейсер пришел через 2 часа после начала боя, когда "спасаемый" миноносец уже затонул, а противники спокойно ушли по своим делам.
Функция минных постановок, хотя в РИФ ее кому только не пытались прикрутить, для крейсера "Новик" в реальных боевых операциях тоже не применялась. Прикрытие минных постановок с минзага - бывало, но это не имеет отношения ни к функциям скаута, ни к самостоятельному ведению минных постановок.
Разведывательные выходы позже бывали, но... нередко в том же качестве, вместе с "Новиком" или по отдельности, выступали крейсера "Баян", "Аскольд", "Диана" и др. - кто из них тоже первый в мире скаут? ;-))))
А закончилась служба "Новика" в царском флоте совсем печально: https://alan-a-skaz.livejournal.com/155188.html
0. Миру крейсер "Новик", с его набором прекрасных качеств, в т.ч. рекордом скорости для своего класса на момент ввода в строй, подарили германцы, судостроительная фирма «Шихау» - от них же вышли многие "русские" мореходные миноносцы периода РЯВ, позже переквалифицированные в эсминцы.
Заслуга царских кораблестроителей, как и в подавляющем большинстве прочих "их удач", ограничивается в лучшем случае составлением техзадания на заказ корабля за рубежом, и оплатой готового заказа.)))
Для оценки уровня царского судостроения периода РЯВ-ПМВ, достаточно сравнить позорные "Дианы" с того же класса "русскими" кораблями иностранного изготовления "Аскольд", "Богатырь" и "Варяг". См. https://alan-a-skaz.livejournal.com/130804.html и https://alan-a-skaz.livejournal.com/279371.html
3 (или 2+). Снова вернемся к вопросу о влияниях, примерах и приоритетах.
Снова цитата из брехопедии: "Русские бронепалубные крейсера II ранга типа «Новик», несмотря на отдельные недостатки, хорошо зарекомендовали себя в ходе русско-японской войны. Поэтому после русско-японской войны в Англии и Германии были заложены большие серии быстроходных крейсеров малого водоизмещения, предназначенных для боевых действий в составе эскадр и флотов" (Цветков И. Ф. Гвардейский крейсер «Красный Кавказ». — Л.: Судостроение, 1990. — С. 19. Тот самый И.Цветков, перлы которого я уже обсуждал в посте про ЭМ "Новик" https://alan-a-skaz.livejournal.com/31324.html ).
Германцы, как видим, сами и сделали "Новик" для РИФ, так что там про их якобы подражание РусскимЪ? ))) Тем более что и до этого именно германцы строили в больших количествах скоростные малые крейсера с задачами по сути скаутов.
Начало им положили крейсера типов "Буссард", "Гефион" и "Хела" (проекты 1895-1896), далее им на смену пришла серия "Нимфа"/"Газелле", заставившая англичан искать свой ответ в известной серии крейсеров "Джем" - тоже предтечи класса скаутов, эти с английской стороны. Среди этих предтеч был и "Аметист" - первый в мире крупный боевой корабль с турбинной силовой установкой.
А первые типичные скауты англичан, официально выделенные в такой подкласс малых крейсеров, еще не все турбинные, были запроектированы еще до начала РЯВ, введены в строй до ее окончания или ненамного позже, - так что и тут говорить про РусскоеЪ влияние на мировое судостроение смешно.
Первыми скаутами, как представителями соотв. подкласса крейсеров, обычно считаются крейсера типа "Сентинел", о котором Конвэй подсказывает: «Сентинел» — заложен 8 июня 1904 г., спущен 19 апреля 1904 г., в строю с апреля 1905 г.; «Скирмешир» — заложен 8 января 1904 г., спущен 29 июля 1904 г., в строю с июля 1905 г.; «Сентинел» в начале войны был лидером 8-й флотилии эсминцев (Фёрт-оф-Форт). «Скирмешир» являлся лидером 7-й флотилии эсминцев, базирующейся в устье Хамбера. В 1915 году переведены в 6-ю эскадру крейсеров и переквалифицированы в лёгкие крейсера."
4. А что всё-таки сделали похожего на скауты сами РусскиеЪ?
САМИ?
А ничего.)
"Новик" - чисто германский по происхождению.
"Боярин" - датский клон "Новика".
"Изумруд" и "Жемчуг" - русские клоны "Новика", при доработке/переработке потерявшие скорость (в которой за это время англичане и оригинал перегнали, так что царские копии вышли уже заурядными. и сильно уступавшими по качеству изготовления).
Это ВСЁ, что в том классе было в составе РИФ.
Достаточно ясно с приоритетами и в этом направлении развития военного судостроения?
|
</> |