Скажу честно, — не очень хотелось об этом
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Но вот многие друзья говорят: сколько можно молчать. Напиши уже.
Попробую.
Некоторые знают, что с месяц назад мы с «Культу.Ru!» достаточно скоропостижно приняли участие в конкурсе, объявленном Правительством Москвы, в лице Департамента СМИ и рекламы (внимание! НЕ департаментом Культуры! Это НЕ Капков!) на право съемки лучших московских театральных спектаклей. Как говорится, сам бог велел: кто же, если не мы. Ну или не канал «Культура». А больше я что-то никого и не знаю за последние годы, кто подробно работал бы над вопросами адекватного перенесения театральных спектаклей на экран. И к нам в театр что-то больше никто не приходил, и дружественные театры больше ни с кем не взаимодействовали. Оно и объяснимо: тема-то не денежная. Потратишь деньги, силы, нервы, заснимешь чужое произведение, с огромным трудом зачистишь на него права, — а продать-то и некуда. На носителях выпускать бессмысленно, завтра же все появится в торрентах; телеканалы в трехчасовых записях не заинтересованы. «Культура» снимает сама. Благотворительность в чистом виде.
А тут началась прямо вакханалия, десятки никому не известных компаний стали донимать руководителей хороших московских театров немедленно давать гарантийные письма, что, мол, не возражают они, руководители, что эти компании придут и отснимут пару-тройку хороших спектаклей. А некоторые еще и прикрывались достаточно серьезными именами, так просто и не откажешь. Что вдруг так?
Да условия уж больно сладкие. Конкурс был разделен на восемь лотов (по разным тематикам), каждый лот — 30 млн. рублей, которые нужно было бы потратить на съемку четырех спектаклей. То есть, приблизительно по 7 млн. рублей на каждое сценическое произведение. Приложено и обоснование ценообразования: оказывается, не так давно по заказу этого же департамента фонд «Столичный кинематографист» отснял спектакль по теме «Современная пьеса» — «Хомо Эректус» в Театре Сатиры. «Бизнесмен Кошельков устраивает в своем пентхаузе свинг-вечеринку, чтобы заняться групповым сексом.» А фонд «Третье тысячелетие» запечатлел другой признанный шедевр российского театрального искусства, по теме «Живый легенды», спектакль «Дядюшкин сон» театра «Модерн». Слышали про такие? То-то. А на съемку каждого из них было уже потрачено более 6 млн рублей!
А сколько реально стоит заснять театральный спектакль?
Вот, например, у вас нет никакой собственной производственной базы, связей, понимания и так далее. Вы просто все на свете нанимаете и делаете чужими руками. Но вдруг, по каким-то причинам, вы все-таки догадываетесь, что снимать театральный спектакль за один вечер, с одного раза, крайне рискованно. Хотя бы два дня нужно на этот потратить.
Передвижная ПТС на десяток HD-камер, с размоткой на 3 км, генератором и обслуживающим персоналом — ну, по максимуму, 200 тыс. руб. за смену. Этого рожна сейчас в Москве хоть пруд пруди, к грядущей олимпиаде их уже массово закупили, а пока приспособить некуда.
Операторы, режиссеры, звукорежиссеры — если мы будем страшно, нечеловечески щедры — 100 тыс. рублей за смену.
Итого — 600 тыс. за два съемочных вечера.
Гонорар театру — я не слышал, чтобы речь шла о суммах больше
Постпроцессинг звука и изображения. Очень серьезно зависит от продолжительности и сложности спектакля, но положим на него с огромным запасом еще 200 тыс. руб.
А еще вы обязательно заплатите все налоги, не вспомните про свою упрощенную систему налогообложения, и тем самым увеличите свои расходы... Ну, например, в полтора раза.
Таким образом, вы отснимете спектакль, смонтируете его, вылижите его, в отдельных местах прикрепите маленькие стразы Сваровски, чтобы модно блестело. И потратите не более 2 млн. рублей. А получите — около 6 млн. рублей (потому что вы ж в своей заявке не будете на 30 млн. претендовать, а цену чуть снизите, для приличия).
Кроме приятных финансовых условий, в конкурсе была объявлена вполне резонная система оценки заявок: главное — это профессиональный опыт участника и его творческое предложение. А уж цена контракта и сроки его выполнения имеют меньшее значение. Что вполне справедливо.
Ну вот, нам удалось буквально за полторы недели собрать серьезную заявку. Правда, всего лишь на два лота: за каждый надо было вносить залог по 1,5 млн. рублей, достаточно неподъемные для нас деньги. Но, слава богу, есть друзья, трешник мы собрали. Самое приятное и поразительное — это была реакция театров и театральных деятелей. К кому бы мы ни обращались, сверху и донизу, слева и направо, от оплотов классического консерватизма до передовиков авангарда, — все были готовы подписаться под любыми комплиментами в наш адрес, и, что самое главное, — искренне желали нам победы и хотели сотрудничества. Я просто как вспоминаю, дух перехватывает. Это, честно говоря, самая лестная оценка труда, которым мы занимаемся много-много лет. Ну да ладно, в сторону сантименты.
Так или иначе, я уверен, у нас была самая подробная заявка. Неужели кто-то еще кроме нас предъявил список из сотни уже отснятых спектаклей? Десятки писем поддержки и благодарности? Диски с фрагменами работ в HD? Что-то сомневаюсь, крепко сомневаюсь.
29 июня были опубликованы результаты конкурса. Сюрприз! Мы не то что не победили; в тех лотах, где мы смогли заявиться (6 и 7) наши заявки заняли соответственно 8 место из 9 и 5 из 5. То есть мы не просто аутсайдеры, а нам прозрачно намекнули, чтобы больше и не совались.
Внимательный наблюдатель, рассмотрев протоколы конкурса, обнаружит, что в каждом из лотов колоссален разрыв по полученным баллам между победителем и вторым участником. То есть, по сути, конкурса, соревнования не было. Вся комиссия, как по команде, ставила высшие баллы какой-нибудь одной компании. А остальные так, тудой-сюдой, для соблюдения минимальных приличий.
Опытные друзья и коллеги не видят в этом ровным счетом ничего неожиданного, так оно у нас уже давно всегда и делается, в рамках 94ФЗ. Обвиняют меня в прекрасной, но наивности. Но я, из ревности, все-таки поинтересуюсь, кто это такой нас обошел на повороте.
В лоте 6, «Оказание услуг по созданию телевизионных версий постановок московских театров по тематике „Современная пьеса“», победило ООО «ЛОНГ-фильм». Ничего не могу сказать про этого участника. Сайта нет. Сведений в интернете нет. Что, кстати, само по себе уже примечательно. Зарегистрировано вроде в 2007 году в городе Волгодонске (известная театральная столица), сейчас вроде прописано в Москве.
А вот с лотом 7, «Оказание услуг по созданию телевизионных версий постановок московских театров по тематике „Спектакли для детей“», гораздо интереснее. Победило ООО «Киностудия Юность». А вот у этих ребят сайт есть. Вернее сказать, был. Потому что они талантливо не проплатили свой домен, и с 7 июля сайт недоступен. Но у нас же есть кэши поисковых систем! Ну, или, чтобы вам не мучиться долго, приложу скриншот:
![unostfilm.ru Скажу честно, — не очень хотелось об этом unostfilm.ru](http://ic.pics.livejournal.com/gosha_o/519473/14459/original.png)
Видите? Очень увлекается «Киностудия „Юность“» жизнью и творчеством замечательного советского «режиссера, актера, педагога, продюсера В.А.Грамматикова». А кто у нас В. А. Грамматиков? Боже! Да он же член конкурсной комиссии! Какое удивительное совпадение!
К чему я все это? Кроме того, чтобы слить негатив и поспособствовать увеличению энтропии вселенной.
Основные выводы.
Очень аккуратно надо вести себя теперь театрам с этими победителями, которые сейчас активно начнут требовать выполнения гарантий, пустить и заснять. Очень хотел бы ошибаться, но что-то подсказывает, что среди этих съемочных групп мало будет людей, которые представляют специфику процесса, организационные и психологические тонкости, да и вообще — толком отличают рампу от портала. Я, кому надо, написал конкретные советы, что делать. Послушают — хорошо, нет — не мое собачье дело.
Еще раз убеждаюсь, что в нашей стране быссмысленно чем-либо хорошо заниматься. Ничему это не поможет. И если раньше бабло пилили на нефти, газе, строительстве, промышленности и прочем, то теперь и до культурки добрались. Все другие хлебные места заняты. Идея о спокойном медитативном сидении в деревне в полном бездействии все более завоевывает усталый разум мой. Поскольку в других странах, где, может, не все так плохо, мне делать решительно нечего. Вот только родной театр, да преподавание, удерживают. Боюсь, скоро до театра доберутся. В преподавании уже обложили.
Так что одни бездари и непрофессионалы сейчас заработают денег и кое-как снимут несколько спектаклей. Это не страшно, от этого никто не погибнет. Просто грустно.
Другие непрофессионалы и бездари не так давно дорвались до кормушки с организацией систем водоотвода в одном южном крае, полученные средства покрутили через оффшорные зоны на Кипре. В результате у нас смыло целый город, сотни жертв. Наверняка, на очереди и другие катастрофы.
Ну, а мы сделали все, что могли. И честно заслужили удовольствие делать так, чтобы земля горела под ногами проходимцев и дилетантов, как только они сунутся в театр. Ни одна ошибка, ни один промах не останутся незамеченными и не озвученными.
Извините за внимание.
|
</> |