Скажи мне, кто твой френд...
Татьяна Втюрина — 20.02.2011Мама, у которой кончилось терпение, «отфрендила»
дочь-подростка Vkontakte. Девочка продержалась неделю, потом по
электронной почте (с общего домашнего компьютера!) попросила
прощения и снова была включена в ленту маминых друзей.
Школьник — любитель модной игрушки йо-йо договорился встретиться с
товарищем по форуму «йо-йоистов», чтобы обменяться важными для тех,
кто понимает, комплектующими. Когда он убежал, родители прочли в
незакрытой странице форума сообщение от этого самого «товарища по
оружию»: «Давай встретимся в пять, я ещё должен успеть забрать
дочку из детского сада».
Неподготовленного человека мир сетевого общения может ошеломить. Он
предоставляет своим обитателям колоссальную свободу, равенство, а
часто и братство, но взамен отнимает многое из того, на что люди
привыкли опираться, предъявляя себя окружающим: статус, внешность,
возраст, привычную социальную роль. Что же в их отсутствие остаётся
— карнавальная маска или подлинная человеческая суть?
Интернет — необыкновенное устройство. Если присмотреться, он ничего
не добавляет к номенклатуре цивилизационных функций, которыми
располагает то или иное общество. Он просто оптимизирует те
функции, которые уже есть. В обществах, соединённых сетью отличных
дорог, по которым путешествует хорошо организованная почта —
бумажная, в конвертах, — интернет становится этой сетью дорог и
этой же самой почтой, просто очень быстрыми. В обществах, где
процветает командная работа и у всех есть навыки самоорганизации,
интернет становится «лабораторией», «офисом» или «цехом», где люди
работают вместе, игнорируя разделяющее их физическое расстояние. В
обществах, где, по ряду причин, интеллектуальная жизнь — порождение
мыслей и обкатка доктрин, «создание смыслов», говоря языком
философов, — происходит по кухням в разговорах друзей, сеть
становится кухней, а блоги и форумы — неотъемлемой частью
интеллектуального ландшафта.
На кого расставлена сеть?
История знает примеры настороженного отношения к цивилизационным
новинкам. фараон в «Федре» Платона полагал, что по вине
«свежеизобретённой» письменности человек утратит способность
запоминать.изобретение книгопечатания превращало копирование
текстов из сакрального служения в своего рода профанацию на потребу
лени и низменным желаниям (появилась литература для развлечения);
телевидение, в свою очередь, породило дискуссии о том, «умрёт ли
книга», а сегодня всемирная Сеть, в полном соответствии с
поговоркой «любите своих внуков, они отомстят вашим детям», мстит
телевидению и газетам, вытесняя их практически со всех позиций.
Между тем оплаканная и похороненная книга с успехом «нанесла
ответный удар» посредством электронных «читалок»: библиотеки —
правда, сетевые, а не районные — сделались востребованы, как давно
уже не были. В 1998 году Умберто Эко в лекции «От Интернета к
Гутенбергу» предположил, что «наши общества в скором времени
расщепятся (или уже расщепились) на два класса: те, кто смотрит
только ТВ, то есть получает готовые образы и готовые суждения о
мире, без права критического отбора получаемой информации, — и те,
кто смотрит на экран компьютера, кто способен отбирать и
обрабатывать информацию». Тогда слова писателя звучали
преднамеренным заострением, гиперболой, но прошло тринадцать лет, и
тем, кто сегодня получает практически всю необходимую информацию из
своих «лент друзей», это высказывание больше не кажется
преувеличением.
Любое сообщество виновато уж тем, что оно сообщество и располагает
своими, отдельными языком, мифологией, этикетом, ритуалами и
ценностями. Интернет-сообщество не исключение. Претензии несетевой
цивилизации к неуклонно набирающей обороты всемирной Сети носят
объяснимый психологический характер: «чтоб зло пресечь, собрать все
книги бы да сжечь» произносилось, без сомнения, примерно с тою же
интонацией, с которой сегодня внесетевому населению объясняют, что
от пользования интернетом у человека вырастают рога и хвост.
Хрестоматийное «Что говорит! И говорит, как пишет!» может принять
на свой счёт любой блогер.
Интернет-зависимость, разумеется — и к сожалению, — существует, но
подтвердить её поголовное распространение даже среди массива людей,
выходящих в Сеть ежедневно, у экспериментальных психологов пока не
получилось. Показательно, что понятие интернет-зависимости впервые
было введено не врачами, а журналистами и подхвачено позднее
юристами: когда в 1989 году один из наиболее одиозных хакеров в
мире американец Кевин Митник был арестован за компьютерные
преступления, его адвокаты применили новаторский метод защиты. Им
удалось «доказать», что пристрастие подзащитного к хакерству в Сети
носило характер психической зависимости; таким образом, он
освобождался от уголовной ответственности за свои поступки. Метод
сработал: Митник был признан судом интернет-зависимым и, вместо
длительного срока и немалого штрафа, отделался условным заключением
и предписанием пройти курс лечения. (Врачи, однако, оказались не
так успешны, как адвокаты: «лечение» не помешало Митнику с прежним
энтузиазмом взяться за старое.) В данный момент, несмотря на явные
характерологические отличия того, что описывается как
интернет-зависимость, от других видов зависимостей — игорной,
алкогольной или наркотической, — в Соединённых Штатах активно
обсуждается включение «интернет-зависимости» в реестр диагнозов ВОЗ
— Всемирной организации здравоохранения, что сделает возможной
оплату её «лечения» из медицинской страховки и обеспечит не столько
психиатрам, сколько психотерапевтам новый, весьма привлекательный
уровень платёжеспособного спроса. Поэтому, без сомнения, об
интернет-зависимости как диагнозе мир ещё услышит неоднократно:
рынок есть рынок, медицинский бизнес — такой же бизнес, как все
остальные, да и хакеров со временем меньше не становится.
Между тем учёные в профессиональных публикациях отмечают, мягко
говоря, размытость и некоторую произвольность описаний этого
недуга, который осторожно предпочитают характеризовать как
«феномен, получивший название интернет-зависимости»
(А. Е. Войскунский). Специалисты включают «удовольствие
от общения» (communication pleasure) в список естественных
потребностей человека, и в этом плане сетевое общение от несетевого
ничем не отличается... кроме одного.
Сетевое общение анонимно.
Однако те, кто ставит знак равенства между анонимностью и свободой
нашкодить и убежать, несколько спешат. Практика показывает, что
дело обстоит иначе.
Эффект «тёмной комнаты»
В 1973 году американские психологи Кеннет и Мэри Джерген и Уильям
Бартон поставили эксперимент, без описания которого сегодня не
обходится ни один разговор о психологии социальных сетей.
Исследователи стремились понять, как влияет анонимность на характер
группового общения. Экспериментальной группе из восьми незнакомых
друг с другом человек разного пола предстояло провести час в
абсолютно тёмной комнате, занимаясь чем угодно — никаких правил
поведения, ограничений и предписаний. По истечении этого часа
участники поодиночке покинут помещение и больше с остальными
никогда не пересекутся. Контрольная группа получила те же вводные
установки, но проводила условленный час в комнате при свете.
Человек — существо социальное, поэтому контрольная группа
незнакомцев благополучно скоротала свой час за поверхностным
разговором. А вот в экспериментальной группе возникло настроение
эмоциональной близости, доверительности и нежности. Говорили в ней
меньше, но больше — «о самом главном», 50% участников обнимали
сидящих рядом. Большинство участников получили удовольствие от
общения и были готовы снова участвовать в подобном
эксперименте.
Анонимность и свобода располагают собеседников к доверительности и
разговорам «о главном»; возможно, этим объясняются неоднократно
отмеченный высокий уровень эмоциональной вовлечённости в сетевые
отношения, их особый статус в сознании пользователя и особая
искренность сетевых «дневников».
Друзья остаются друзьями?
Людям оседлым хранить старые дружбы просто. Живёшь там, где
родился, одной жизнью и одними заботами с теми, с кем вместе бегал
в школу и на юношеские вечеринки, знаешь о своём окружении всё и не
сомневаешься, что о тебе тоже знают всё. Так можно без проблем
продружить всю жизнь. Но в мобильном мире с его нехваткой времени
поддерживать отношения, которые завязались в школе и студенчестве,
гораздо сложнее. Перемены, переезды, между вчерашними друзьями
пролегают колоссальные расстояния, различный жизненный опыт
разъединяет, нехватка времени не позволяет соединиться снова.
Чувство «ну вот, встретились, о чём теперь говорить?» и «кто все
эти люди?» испытывал в своей жизни, наверное, каждый. Всё чаще
оказывается, что идеалистическая картинка «друзья детства (или
юности) — это на всю жизнь» не выдерживает проверки реальностью, и
стаж знакомства сам по себе не панацея. Чтобы отношения
существовали, нужны общение, осведомлённость друг о друге, темы для
разговора.
В 1997—1999 годах, чтобы не растерять связей со своими товарищами
по университету, американский программист Брэд Фицпатрик создал
платформу, которая позволяла ему вести в интернете своего рода
бортжурнал, за которым могли бы следить — и который могли
комментировать — его приятели. Собственно говоря, вся компания
могла информировать друзей о своих делах посредством собственных
«бортжурналов» и получать обратную связь — в виде комментариев по
существу или просто нескольких слов, означавших «я здесь и слышу
тебя».
Так родилась социальная сеть LiveJournal, известная в России как
«Живой журнал» (ЖЖ).
Не самая крупная сеть — её не сравнишь с такими гигантами, как
Facebook (первоначально задуманный как всемирная адресная книга) и
их русско-язычные аналоги Vkontakte и Одноклассники (рассчитаны на
короткие тексты и позволяют обмениваться музыкой и картинками,
потому особо популярны среди школьников и студентов), — и далеко не
самая популярная. Эпистолярный жанр, искусство переписки — это
всё-таки навык, не относящийся к числу жизненно необходимых. А
именно он царствует в «Живом журнале», причём благодаря
мультимедийной среде любую мысль можно подкрепить ссылкой на
источники, а настроение выразить с помощью любого из арсенала
мультимедийных средств, тем более что и фотография, и создание
аудио- и видеороликов давно перестали быть уделом
профессионалов.
Но всё-таки в первую очередь в «Живом журнале» (и быть может, этим
объясняется его исключительная популярность именно в России), в
отличие от многих других сетей, царствует его величество слово.
Непереводимая игра слов
Термину «блог» не повезло с русскоязычными толкованиями. Трудно
представить себе блогера, который, хотя бы мысленно, называл свои
регулярно пополняющиеся записи «дневником» в том смысле, который
вкладывала в это слово барышня, изливавшая дневнику девичьи
секреты. Слово blog, как известно, происходит от web-log, где web —
это собственно сеть, а log — скорее, бортжурнал, регистрационная
книга, в которую регулярно заносится всё, что стоит внимания
пишущего — и его адресата. Личный дневник по-английски называется
совсем другим словом — diary и не имеет к блогам никакого
отношения. Эта лингвистическая путаница лежит в основе
распространённого заблуждения о блогерстве как душевном стриптизе:
«вынесении напоказ сокровенных чувств и мыслей». В конкретной
блог-публикации (посте, говоря языком соцсетей) не больше душевного
самообнажения, чем в аналитической журналистской статье или
репортаже, а если это дневниковая запись о повседневных делах, она
редко содержит то, чем нельзя было бы поделиться с коллегой по
работе за чашкой кофе.
Словарный перевод популярного ЖЖ-термина friend — «друг» — даёт
повод для пылких споров о разнице между Настоящими Друзьями
(которых, согласно мифологическому канону Настоящей Дружбы, должно
быть немного, но таких, чтобы с каждым можно было “пойти в
разведку” или как минимум на рыбалку) — и их многажды заклеймёнными
виртуальными суррогатами, френдами.
Английское friend означает приятеля, симпатичного знакомого, не
уточняя глубины или поверхностности этого знакомства. В практике
«Живого журнала» френд — это автор, чьи записи блогер включил в
свою френд-ленту (ленту друзей) для регулярного чтения. Поскольку
«Живой журнал» существует, чтобы читать записи друг друга, список
таких «друзей» может исчисляться сотнями; его лимитирует только
время, которым человек располагает для чтения своей ленты.
Разумеется, Настоящий Друг, в отличие от френда, готов отдать за
тебя жизнь, но это не совсем то, что нужно обычному человеку каждый
день. Гораздо чаще, чем в отданной жизни, человек, как существо
социальное, нуждается в обмене новостями и эмоциями по их поводу, в
заинтересованном внимании, выражении пусть поверхностного, но
искреннего участия, поддержке или в житейском совете — проявлениях
приязни гораздо менее эпических по масштабу, но всё более
дефицитных в условиях современной жизни и городской разобщённости.
Поэтому, поддерживая отношения с Настоящими Друзьями насколько
позволяют время, место и образ жизни, в остальных случаях блогер
прекрасно обходится френдами.
Граница между теми и другими не является непроницаемой: хотя и
сетевые дружбы, и сетевой флирт гораздо более распространены, чем
их продолжения в реальной жизни, но всё же продолжения иногда
случаются, а в случае «сетевых романов» даже заканчиваются крепкими
браками. Несмотря на неизбежную «карнавальность» и упрощённость
того «образа себя», который блогер транслирует в своём журнале с
помощью псевдонима (ника), идентифицирующей картинки (аватара) и
собственно текстов, в том числе дневниковых, не раскрыть в дневнике
свою личность и взгляд на мир ещё никому из пишущих не удавалось;
таким образом, люди узнают друг о друге довольно много прежде, чем
решают посмотреть друг на друга живьём (развиртуализоваться).
Искусство думать вслух
Социальные сети-гиганты, вроде Facebook или Odnoklassniki, отвечают
на естественное человеческое желание стать видимым, сообщить миру,
«что живёт, мол, такой Добчинский». «Живой журнал» в этом отношении
стоит немного особняком. В него людей приводит не просто желание
сказать «вот я» или переброситься ссылками на интересную
информацию, но и мнения, наблюдения и жизненные позиции, которые
хочется выразить вслух. Вся структура «Живого журнала» обслуживает
страсть — и способность — своей аудитории к чтению и письму,
искусство формулировать чувства и мысли, аргументировать позиции и
поверять их полемикой с оппонентами. Не случайно именно здесь есть
пользователи, которые сообщают в графе «личная информация»: «Я
ничего не пишу, я зарегистрировался, чтобы читать других».
Материала для чтения и дискуссий ЖЖ предоставляет много, в самых
разных формах.
Френд-лента — посты авторов, которых пользователь
хочет читать регулярно (они и называются френдами). Аналог
ежедневной газеты, только интерактивной; ленту, как правило, читают
в свободную минуту, часто за чашкой кофе, тут же откликаясь на
прочитанное комментариями: поздравляют френдов с их радостями,
сочувствуют в печали, советуют, когда есть что подсказать, или
просто делятся мыслями по поводу прочитанного. Таким образом,
чтение ленты — это досуг, который совмещает в себе перерыв на кофе,
разговор и чтение свежей прессы. Пользователь формирует ленту из
тех блогеров, которые так или иначе ему близки и интересны по
взглядам (найти и выбрать их не так просто, как может показаться),
поэтому и новости, о которых они рассказывают, приводя ссылки на
источники, окажутся именно теми, которые актуальны для данного
конкретного человека. Поскольку «Живой журнал» — это платформа,
объединившая в основном тех, кто умеет или по крайней мере
стремится не только читать, но и писать, процент интересно пишущих
людей, в том числе специалистов в самых разных областях, там
достаточно высок, и собрать себе индивидуальное СМИ по собственному
вкусу не составляет труда.
Зафрендить и отфрендить — включить блогера в свою
френд-ленту или соответственно вынести из неё. Несмотря на трезвое
понимание того обстоятельства, что за этим не стоит никакой
серьёзной реальности, «зафренд» всегда приятен для того, кого
«зафрендили», а «отфренд» в той же степени болезнен. Разновидность
«отфренда» — «френдоцид», вынесение из списка друзей тех, кто
оказался там очень давно и случайно и с кем сетевой контакт давно
потерян. По этикету френдоциду сопутствует объявление: «если я
кого-то отфрендил по ошибке, прошу постучаться, и я вас тут же
верну».
Лытдыбр (сокращённо — дыбр) — бытовая дневниковая
запись в жанре «что было сегодня». Происхождение слова делается
понятно, если напечатать «дневник», забыв переключить клавиатуру с
латиницы на кириллицу. По мнению многих, лытдыбры — самое
интересное чтение, роднящее «Живой журнал» с документальным
сериалом о реальных людях.
Коммент — сокращение от «комментарий», реплика,
которой читатель «Живого журнала» может откликнуться на любой пост
(кроме тех, где, из специальных соображений, автор отключил
возможность комментирования), а также на комментарий к любому из
своих комментариев. Комментарии часто складываются в дискуссии двух
и более людей, порой не менее содержательные, чем сам исходный
пост, поэтому о «Живом журнале» говорят, что он объединяет в себе
форум и блог-платформу. Опытный пользователь, комментируя, обильно
уснащает свои слова смайликами — символами улыбки, потому что в
отсутствие тембра и интонации многое из сказанного на письме
производит впечатление безапелляционности и даже грубости,
«смайлик» означает, что такой цели не ставилось. Однозначный этикет
в области комментирования ещё не сложился, но заметно, что часть
блогеров считает для себя обязательным ответить каждому автору
комментария хотя бы по разу.
Тролль — отчасти от английского to trawl, тралить
сетями — неуравновешенный пользователь, вступающий в разговор для
решения своих психологических проблем с помощью бессмысленной
вербальной агрессии. Тролли прочёсывают сеть в поисках тех, кто
обратит на них внимание и вступит с ними в диалог, поэтому золотое
правило блогера — «не кормить тролля», что означает «не
реагировать». Если тролль пришёл непосредственно в ваш блог, его
записи можно (и следует по этикету) стереть, а самого можно
«забанить» — отлучить от возможности оставлять записи на вашей
площадке на веки вечные. Собственно говоря, забанить можно любого,
но этикет предписывает не делать этого без необходимости. В отличие
от тролля, оппонентом может стать любой из собеседников. Человеку,
который не готов выслушивать мнения, отличные от его собственного,
в «Живом журнале» будет не очень комфортно.
«Моя уютная жежешечка» — фразеологическое клише,
довольно точно выражающее отношение обитателя «Живого журнала» к
своему блогу. Первоначально довольно ядовитый, по мере развития ЖЖ
этот оборот речи всё чаще звучит гордо.
Развиртуал — встреча «в реале» блогеров, знающих
друг друга только по «Живому журналу». Может носить личный характер
или служить какой-то практической цели, будь то обмен навыками
рукоделья, благотворительное мероприятие или политическая акция.
Мнения относительно развиртуалов в социальных сетях бытуют разные,
вплоть до полярных: «удачных развиртуалов не бывает» до «все
развиртуалы добавляют сетевому приятельству новую краску», и
характеризуют скорее установки самого блогера, чем закономерности
развиртуализации.
Сообщество — это коллективный блог на определённую
тему, на который можно подписаться и отслеживать все посты, которые
в нём появляются, или записаться в него и получить право добавлять
собственные посты. Когда ЖЖ-пользователь хочет получить информацию
или консультацию по конкретному вопросу или сориентироваться в
новой для себя области, он находит соответствующее сообщество и
задаёт в нём свой вопрос. Отвечают охотно и довольно качественно;
не все ответы равнозначны по ценности, но толк обязательно будет.
Друг к другу участники большинства сообществ обращаются «уважаемые
сообщники». Самые популярные русскоязычные ЖЖ-сообщества, согласно
рейтингу, — практические: cheaptrip (дешёвое путешествие), где
делятся опытом организации бюджетных поездок; otdam_darom,
помогающее избавиться от ненужных вещей и заодно осчастливить ими
тех, кому они нужны; master_klass — обо всём, что можно сделать
своими руками, от мыла и свечей до валяной игрушки и декупажа; и
блог президента Медведева.
Чтобы люди были вместе
Больше, чем дневники, меньше, чем книга... о чём же всё-таки «Живой
журнал»?
«Обо всём сразу» — не ответ, но любая попытка дать ему какую-то
более или менее общую характеристику заставляет вспомнить старинную
притчу о том, как трёх слепых подвели к слону и спросили, на что
похоже это животное. Слон оказался «огромной колонной», «высоким
сводом» и «чем-то длинным и гибким», в зависимости от того, с какой
стороны каждый из отвечавших к нему приближался. Этот слон и есть
лучшая метафора «Живого журнала»: инновационного, лоскутного,
нишевого СМИ, состоящего из множества больших и малых, отдельных и
пересекающихся сообществ, которое живёт исключительно энтузиазмом,
потенциалом и фантазией самих его пользователей.
Объединяет ЖЖ не направленность содержания и не стиль — всё это
слишком сильно варьирует от сообщества к сообществу и от блогера к
блогеру, а его полная человекозависимость. Тим О’Рейли, создатель
понятия Веб 2.0 — системы, которая совершенствуется по мере того,
как всё больше людей начинают ею пользоваться, сказал о своём
детище: «Веб 2.0 существует, чтобы люди были вместе». Пожалуй, это
единственное определение, которое без натяжек и оговорок можно
отнести к так называемым «дневникам он-лайн».
|
</> |