СИНЯЯ СИМФОНИЯ, МАЛИНОВЫЙ ЧЕТВЕРГ-2
kotvsapogah1 — 06.12.2024

Пишет Кошка В Сапогах
– Но тут мы встаем перед проблемой – как поведать другим об этих явлениях так, чтобы нас поняли? Ведь то, что происходит в нашем мозге, ни пощупать, ни увидеть нельзя. Это все равно, что рассказывать свой сон… Мы остаемся наедине со своими ощущениями, а может быть, нам надо говорить о них вслух, чтобы их изучали.
– Да, синестезия может быть одним из ключей к разгадке сознания человека. Вот почему это важно. В синестезии абстрактное мышление и физиология связаны единой прослеживаемой реакцией. Но почему она влечет за собой еще целый комплекс индивидуальных особенностей, складывающийся из целой группы свойств и качеств? Как система мозга формирует ваше субъективное восприятие, и в это восприятие встроены еще какие-то закономерности, которые выплывают на поверхность сознания?
Чтобы ответить на эти вопросы, нужны серьезные исследования, как путем психологического тестирования, так и средствами нейровизуализации всех областей и структурно-функциональных особенностей мозга, изучение не только центров ощущения цвета, но и его системных характеристик.
В России такие исследования пока не проводятся, а вот в других странах мира около десятка научных коллективов изучают синестезию, и, очевидно, фактов исследования хватит еще на долгие годы.
Мы можем лишь утверждать, что видение различных символов, звуков или вкуса в цвете – это только верхушка айсберга. В глубине мозга таится еще больше неожиданных сюрпризов. Вот представьте себе – вы попадаете в город, где полно неоновой рекламы, но все буквы «не вашего цвета». Что вы будете делать?
– Со мной так уже было однажды. Несколько лет я жила в городе, где все дома темной, черно-коричневой окраски, да еще и климат там суровый, вечно мрачные, тяжелые тучи. Вернувшись в Москву, я чувствовала, что вырвалась из визуальной тюрьмы в радостный и светлый мир – пастельные здания, зелень, белые березы…
– Вот это самое интересное. Вы любите все пестрое и цветное, а обилие темных красок вокруг вас подавляло. Есть предположение, что синестеты лучше чувствуют и запоминают цвета, оттенки.
На раннем этапе развития, который пришелся на советское время, у детей не было такого количества красочных игрушек, мультиков, как сегодня. Вы могли увидеть яркое пятно, и в процесс абстрактного познания добавился шок от этого впечатления. Ребенок пытается наполнить значки азбуки, которые пока мало что для него значат, сенсорными ощущениями, мозг заимствует какие-то физиологические механизмы, рассчитанные на цвет, и две функциональные системы сливаются.
Мы проводили эксперимент с одним человеком, родившимся в семье музыкантов, у которого музыкальная синестезия. Я пытался выяснить, что для него является границей музыки. Тембры разных инструментов для него составляют палитру: если звучит рояль – звук воспринимается в синем цвете, гитара – в красном.
И выяснилось, что его синестетические переживания заканчивались там, где заканчивалась мелодика. Вот если котята в мультфильме мяучат какую-то песенку, то он видит ее в красках, а просто кошачье мяуканье никакого цвета не имеет. То, что не имеет музыкального лада, гармонии, например, гудок автомобиля, уже никак не окрашены. Но как музыкальность проявляется в мозге? Значит ли это, что синестезия сложнее музыки?
– Можно ли подсчитать, сколько всего в мире людей с синестезией?
– Думаю, что дать точный ответ в цифрах нельзя. Как найти стандартный критерий для субъективных ощущений, если они внешне никак не проявляются? Научный коллектив под руководством британского ученого Джулии Зимнер в течение нескольких дней анкетировал всех посетителей в одном лондонском музее. Оказалось, что среди них 4%синестетов. Но насколько такая выборка репрезентативна? Ведь в музей ходят в основном любители искусства. Если бы они опрашивали население рабочего района, цифры были бы другими.
Причем в анкету были включены самые распространенные и уже описанные виды синестезии – графемные, музыкальные и подобные им, то есть то, что поддается проверке визуальными средствами и на бумаге. Именно к ним относится приведенная статистика.
А есть еще виды, совершенно не изученные. Синестет может видеть в цвете боль, конкретных людей или даже спортивные команды! Есть, к примеру, смешение звука и движения: то есть, условно говоря, при каком-то движении человек слышит звук. У каждого может быть своя синестезия, и некоторые люди даже не имеют возможности "поймать" себя на каких-то необычных ощущениях и внятно объяснить, что с ними происходит.
Я преподаю в МПГУ в основном женской аудитории и знаю, что среди моих студенток одна-две обязательно окажутся синестетами. Но и моя выборка тоже не слишком чистая: они, во-первых, женщины, а среди них синестетов намного больше. А во-вторых, большинство таких людей, как правило, имеют склонность к гуманитарным наукам и способности к изучению иностранных языков.
– Из этого вытекает вопрос: будет ли количество синестетов меняться в связи с переходом от гутенберговской эпохи к виртуальной? Станет ли их больше?
– Нет, меняется лишь способ адаптации, познания и общения, а сам человек остается прежним. У человека своя ниша, и мы сами строим и воспроизводим свою форму бытия, она не навязана нам извне. До возникновения письменности было устное народное творчество, молитва, мантра и т д. Вероятно, что синестезия, которая тогда тоже существовала, была не графемного, а, скажем, молитвенно-цветового типа – то есть экстатическое состояние в результате чтения молитвы некоторые люди могли чувствовать в цвете. Музыка сопровождает нас веками, и в древние времена наверняка было стабильное число музыкальных видов синестезии. Возможно, виртуальное моделирование новых реальностей, клиповое мышление породят некие новые ее формы, но это только предположение.
–Как объяснить родителям детей, у которых обнаружилась синестезия, что это на самом деле норма?
– Прежде всего, надо понять, что синестезия сама по себе – это не болезнь и не психическое отклонение. Напротив, это сигнал к тому, что у ребенка иные, неординарные возможности, и родителям нужно внимательно присмотреться к нему. Да, не исключены некоторые слабости, например, трудности в изучении математики или проблемы с ориентировкой на местности, но они ведь встречаются не только у синестетов. Если эти слабости не ярко выражены, родителям не стоит поднимать панику, навязывать излишние страхи, внушать комплексы – все это способно привести к болезненным состояниям, нервозности, помешать процессу социализации и познания мира. Лучше научить ребенка навыкам ориентации в пространстве, владению картой, а при выборе профессии отдавать предпочтение творческим специальностям.
Конечно, в каждом случае нужен пристальный взгляд. Некоторые психологи создают из синестезии некое шоу, заявляя клиентам, что они «открыли в себе гения». Но гений – не одна черта, это целый личностный комплекс. Я бы советовал спокойнее относиться к этому явлению. У кого-то есть врожденный музыкальный слух, но если его не развивать, то гением стать нельзя. И напротив, не обладая преимуществами от природы, но имея напористость, целеустремленность, проницательность, можно многого добиться. Синестезия – не гениальность, а всего лишь некая гибкость психики, которая побуждает человека заниматься творчеством, – так же как гибкость тела приводит к балетному станку.
– А если человек всю жизнь испытывал необычные ощущения и вдруг узнал, что у него синестезия – как ему к этому относиться? Как к бесполезному подарку природы?
– Некоторым людям в возрасте начинает казаться, что это ненормальное состояние, и они стесняются и скрывают его. А другие думают: почему я не узнал этого раньше, я бы иначе прожил жизнь…Но если есть склонность к самопознанию, то синестезия – это предлог к тому, чтобы кардинально переосмыслить себя. Может возникнуть целый спектр новых возможностей, не столько профессиональных, сколько духовных. Это иное видение мира, которое может привести к качественной трансформации, перерождению, послужить некой опорой на жизненном пути. Конечно, так может быть не у всех, кто-то скажет – ну подумаешь, буквы цветные, и забудет об этом. Пусть так, но лучше развивать самопознание, ведь так жить интереснее.
– Что представляет собой Российское синестетическое сообщество?
– Это пока два десятка волонтеров, участвующих в экспериментах и опросах, группа энтузиастов, берущихся время от времени за переводы зарубежных источников (например, страниц в Википедии), около двух тысяч участников русскоязычной группы в одной из соцсетей и сайт с множеством переводных и русскоязычных материалов.
Мои публикации можно найти в российских научных психологических журналах, параллельно идет сбор статистики по России, есть важный проект по разработке коэффициента синестезии (наподобие коэффициента интеллекта) – основы методики для выявления степени выраженности синестезии у каждого конкретного синестета. В процессе этой работы была выявлена одна важная особенность: синестеты в большинстве своем невротики, но это особое невротическое состояние, которое проявляется в интеллектуальном голоде. Они с опаской отторгают сильные стимулы, кроме одного – интеллектуального. Психика у них, как правило, работает в быстром темпе, и любые виды искусственной стимуляции с этим напряжением абсолютно несовместимы. Складывается впечатление, что синестеты пытаются напряженно познавать мир.
– Иными словами, для них не существует лучшего кайфа, чем познание мира…Он «дегустирует жизнь» – можно ведь так сказать?
– Согласен. В синестезии соединяется напряжение и красота познания. Синестетические ощущения похожи на нерасшифрованные сигналы, посылаемые нам из глубин подсознания. И эту тайну, как обещано Артюром Рембо, человечеству еще предстоит разгадать.
|
|
</> |
Накопление через Финуслуги: как выбрать счет под краткосрочные цели, подключить автопополнение и напоминания
С днём Святого Николая
Сойки в нашем саду.
И где он так изгваздался?
Айвазовский или Куинджи
Душевный разговор
Для этого даже термин есть – «нормализация оккупации»
Зима
Рыба-член как цель поездки

