Синие люди — туареги

Не хочу, чтобы видел ты слезы мои,
чтоб узнал, как томлюсь и горю от любви.
Я на шумном ахале тоскую, дрожу
и амзад выпадает из рук.
Как охотник в засаде, я тихо сижу,
жду, когда ты появишься, друг.
Ты еще попадешься, хоть ты и хитер,
Ты потянешься сердцем в мой тихий шатер,
Хочешь пить? Я источник в пустыне безводной.
Ты озяб? Я тебя отогрею, холодный.
Сердце девушки, сердце влюбленной—
словно в полдень песок раскаленный.
Девушка из туарегов написала о безответной любви.
Синие люди - их называют «синие люди» из-за цвета (индиго) их головных уборов «шеш».
Живёт в пустыне Сахара и в прилегающих к ней странах таинственный народ – туареги. И хотя это слово часто мелькает на страницах иностранной хроники, на самом деле об этом народе, его истории и культуре не так много известно. И в то же время туареги разительно отличаются от всех других народов Африки.
Многие туареги – светлокожие, высокие ростом,
голубоглазые, со слабоволнистыми волосами, то есть обладают
типичной внешностью жителей Средиземноморья.
Современный ареал расселения и
численность

Район основного обитания туарегов
Всего: 5,2 млн
человек:
Нигер - 1,72 млн. чел,
Мали - 1,44 млн.
чел.,
Алжир - 1,025 млн
чел.,
Буркина Фасо - 600 тыс. чел.,
Ливия - 557 тыс.
чел
Язык: арабский, французский,
тамашек
Религия : Ислам
Туареги считаются потомками берберов-зенага (европеоидная раса),
смешавшимися с африканским и арабским населением Северной
Африки.
Все туареги темнокожие, в отличие от окружающих их народов в Тунисе
и в Ливии. Берберы-зенага занимались земледелием в южной части
Аравийского полуострова, однако в VIII в. были вытеснены арабскими
завоевателями в Северную Африку, где перешли к кочевому образу
жизни, сохранив при этом берберский язык и культуру.
В XI в. арабские завоеватели вторглись на территорию расселения
туарегов в Северной Африке, вновь сместив ареал расселения туарегов
в западном направлении. В этот период туареги подверглись
исламизации и арабизации.
Во время колониальной эры туареги оказались включены во
Французскую Западную Африку. В отличие от многих других народов
туареги на протяжении долгого времени оказывали сопротивление новой
власти.. Французская колониальная власть управляла туарегами через
клановых лидеров, стараясь использовать межклановые
противоречия.
В результате колониального правления Франции туареги потеряли
возможность доминировать над оседлыми земледельцами. Эта причина, а
также отстранение от политики другими этническими группами,
ухудшение экономического положения в результате засух 1970—1980-х
гг. привели к открытому вооружённому сопротивлению в Нигере, в
Алжире и в Мали. Туареги выступили за создание государства
Азавад.
У таурегов бытуют разные легенды о их происхождении:
- родиной туарегов был остров в Атлантическом океане, после
исчезновения которого в результате природного катаклизма вместе с
населявшими его людьми остались только купцы, торговцы и
сопровождавшие их люди, которые расселились потом по
Африке;

- основоположницей всех племён туарегов была великая
царица Тин Хинан, которая прибыла из территории, которую занимает
сейчас Марокко, вместе со служанкой. От Тин Хинан, по легенде,
произошла главная группа туарегов, а от её служанки – подчинённые
племена. (Судя по соотношению между высшими племенами туарегов и
племенами, им подчинёнными, последние оказались более плодовитыми).
Слава Тин Хинан была так велика, что туареги до сих пор называют её
«наша матушка».
И что самое интересное, в ходе археологических раскопок была
найдена неразграбленная гробница Тин Хинан, о чём свидетельствуют
найденные там надписи. Теперь всё, что нашли в гробнице, помещено в
музеи, а сама гробница восстановлена и стала местом
поклонения;

- другая легендарная правительница туарегов – Кахина – организовала очень продолжительное и крайне ожесточённое сопротивление арабским завоевателям, она погибла в бою. Это, кстати, дало основание поместить мифическое царство амазонок на земли туарегов. А туареги так и не подчинились арабам – они просто ушли. И до сих пор кочевые туареги называют себя «имишаг» или «имощаг» – вольные люди. Они кочуют по Сахаре и прилежащим к ней странам, не обращая внимания на границы.

Язык туарегов тамашек относится к берберским языкам,
хотя внешне туареги сильно отличаются от берберов Атласских гор.
При этом у туарегов существует особое «женское» письмо тифинаг (на
языке тамашек), происходящее от древнего ливийского письма. Мужчины
пользуются арабским алфавитом.
По религии туареги — мусульмане-сунниты. Однако они сохранили много
доисламских традиций. есмотря на то, что туареги мусульмане, где
принято многоженство, настоящий туарег женится только один раз в
жизни.

Женщины пользуются уважением в туарегском обществе. Девочки с
раннего возраста учатся читать и писать, а мужчине позволительно
быть неграмотным. Основное занятие — мотыжное земледелие (зерновые,
бобовые, овощи), совмещаемое с разведением мелкого рогатого скота.
Часть туарегов, населяющая Алжирскую Сахару и пустыню Тенере,
кочует со стадами верблюдов и коз.
Туареги – единственный в мире народ, у которого не
женщины, а мужчины закрывают лицо повязкой-покрывалом, из-за чего
они и родственные им племена называют их «тигель муст» – народ
покрывала. И до сих пор юноша, достигший зрелости, получает в знак
этого от отца две вещи – обоюдоострый меч и лицевое покрывало.
Показаться кому бы то ни было без повязки считается верхом
неприличия, как у нас – голым на людях. Повязку не снимают даже
дома, во время еды и сна.
Когда юноше исполняется 18 лет, его семья устраивает праздник, на
котором туарегу дарят синий или белый платок — «лисам». С этого
момента он считается взрослым, показываться на людях без лисама ему
уже неприлично, и только за едой позволительно спускать лисам до
подбородка. А женщины туарегов, в отличие от мусульманок, лица не
закрывают.
Главную и значительную часть рациона питания у туарегов составляют
молоко и молочные продукты. Кроме того, в питании используется
просо, иногда – пшеница. Важную роль в питании туарегов играют
сушёные финики (не вяленые, которые продают у нас, а сушеные, как
камешки). Финики толкут и едят с верблюжьим молоком. Хотя все
считают туарегов животноводами, мясо они потребляют в пищу только в
исключительных случаях – на семейных торжествах, в дни религиозных
праздников, а также при опасности массового падежа скота от
бескормицы (лучше съесть, чем пропадёт).
При еде туареги, в отличие от большинства мусульманских народов,
пользуются ложками, что характерно только для них. Пьют они воду и
молоко, а с начала прошлого века, когда в в Африке стали выращивать
чайные кусты, туареги стали пить зелёный чай, заимствовав этот
обычай у арабов.

Туареги – единственный в мире народ, у которого не
женщины, а мужчины закрывают лицо повязкой-покрывалом, из-за чего
они и родственные им племена называют их «тигель муст» – народ
покрывала. И до сих пор юноша, достигший зрелости, получает в знак
этого от отца две вещи – обоюдоострый меч и лицевое покрывало.
Показаться кому бы то ни было без повязки считается верхом
неприличия, как у нас – голым на людях. Повязку не снимают даже
дома, во время еды и сна.
Когда юноше исполняется 18 лет, его семья устраивает праздник, на
котором туарегу дарят синий или белый платок — «лисам». С этого
момента он считается взрослым, показываться на людях без лисама ему
уже неприлично, и только за едой позволительно спускать лисам до
подбородка. А женщины туарегов, в отличие от мусульманок, лица не
закрывают.
Главную и значительную часть рациона питания у туарегов составляют
молоко и молочные продукты. Кроме того, в питании используется
просо, иногда – пшеница. Важную роль в питании туарегов играют
сушёные финики (не вяленые, которые продают у нас, а сушеные, как
камешки). Финики толкут и едят с верблюжьим молоком. Хотя все
считают туарегов животноводами, мясо они потребляют в пищу только в
исключительных случаях – на семейных торжествах, в дни религиозных
праздников, а также при опасности массового падежа скота от
бескормицы (лучше съесть, чем пропадёт).
При еде туареги, в отличие от большинства мусульманских народов,
пользуются ложками, что характерно только для них. Пьют они воду и
молоко, а с начала прошлого века, когда в в Африке стали выращивать
чайные кусты, туареги стали пить зелёный чай, заимствовав этот
обычай у арабов.
Женщины туарегов играют важную роль в накоплении и
хранении культурной информации. Они владеют грамотой, сочиняют и
поют песни под аккомпанемент однострунного смычкового музыкального
инструмента под названием «амзад».
Амулеты туарегов туарегский крест Туареги считали крест очень
сильным талисманом, его почитали и в других племенах. Обычно крест
изготавливали из серебра, очень уважаемого туарегами. Туареги
обычно не носили золото, так как считали, что этот металл приносит
людям несчастья. Часто названия городов-оазисов были так или иначе
связаны с понятием креста.
Современное украшение, созданное туарегом из Мали
(резьба по дереву)
. До 30 лет женщины-туареги отказываются выйти замуж. Они считают
признаком плохого тона соблюдать верность мужу. Такой обычай
одобряется и родителями девушки, и всеми мужчинами. Но женщины
могут жить только с мужчинами своего племени и при этом равного с
ними положения. Те женщины, которые нарушают эти два правила,
обрекают себя на позор и бесчестие.

Когда женщина из племени туарегов, наконец, выходит замуж,
супруг обязан считать ее единственной законной женой. В отличии от
других мусульманских народов здесь отсутствует многоженство. Муж
может иметь наложниц, но вход в семейный шатер для них закрыт. В
период итальянского правления оккупанты привлекали различных ливиек
к занятию проституцией, но только не из туарегов.

Украшения таурегов
Если у туарега рождался сын от чёрной рабыни, его отпускали на
свободу, он не мог стать полноправным туарегом, хотя и имел право
на отцовское наследство. А вот женщинам из племени туарегов
запрещалось вступать в связь с чёрными рабами, иначе их подвергали
публичному осмеянию и с позором выгоняли из племени.
Туареги сохраняют племенное деление и значительные элементы
патриархального строя: народ делится на племенные или "барабанные"
группы, во главе каждой стоит предводитель, власть которого
символизирует барабан. А над всеми группами стоит вождь.
Глава - вождь. Власть вождя не безгранична, большинство решений
принимается собранием предводителей "барабанных" групп, а мать
аменокаля может наложить запрет на выполнение любого решения.
Вождь - аменокаль
Мать-аменокаля

Традиционное туарегское социальное деление ещё включает
в себя деление на касты. Касты:
Благородные или знать - владеют стадами верблюдов.
Блюстители веры или духовные наставники - инеслемены.
вассалы - имгады, занимающиеся разведением коз.
рабы - икланы.
кузнецы - инедены.
Рабы и кузнецы не имеют никакого отношения к туарегам высших каст.
Они как правило темнокожие, тогда как сами туареги светлокожие и
высоки ростом, худощавы.
Про разбойничьи набеги "синих людей" в Сахаре существует множество
историй и легенд, туареги нередко этим промышляли. Эдьен -
разбойничье нападение, можно объяснить воинственным нравом
туарегов. Эдьен совершался не только с целью грабежа, захвата
продовольствия и колодцев, и даже не ради мести или подчинения
своей власти других племён, а просто чтобы отличиться перед
женщинами, принести в дар своим дамам богатую добычу. Желание
проявить себя, показав мужество и отвагу, находило у женщин полное
одобрение.
Понятие кража у туарегов отсутствует напрочь. Тихая
кража это позор, тогда как Эдьен, имевший место ещё 100 лет назад,
предмет гордых рассказов. Когда набегу подвергались скотоводы или
торговцы верблюдами, то нападавшие ограничивались уводом скота. Но
если разграблению подвергался лагерь, то туареги брали в плен
африканцев, превращая их в своих слуг или рабов. (Здесь грань очень
тонкая, обычно рабами становились только чёрные африканцы)
Туареги презирали физический труд и рабы - ремесленники в оазисах
играли огромную роль в их жизни.
Жизнь туарегов сильно изменилась с приходом в Сахару
автомобиля.
Грузовики нанесли верблюжьим караванам смертельный удар. Тысячу лет
туареги были хозяевами пустыни и никогда не работали. Арабы и негры
вытеснили из торговли "синих людей", которые сильно
обеднели.
|
</> |