Символика Чёрного Огня на Земле Алестры
sheol-superkomp — 26.04.2015Эл! я Твой брат
Чёрный свет
Белая тьма
Он это Ты
Ты это Мы
Песнь у порога Дома Духов
Зелёное в чёрное,
чёрное в красное,
красное в белое
легко превращает Огонь.
Бойся Огня, трепещи Огня, беги Огня!
Чти Огонь, люби Огонь, иди в Огонь!
Из песнопений Системы
Прежде всего, спешу оговорить, что чёрный цвет как таковой не является ни в одной из культур Земли Алестры "цветом зла" – маркёром негативных, нежелательных объектов и явлений. Несомненно, он ассоциируется с молчанием, с тайной, с незримой связью, со скрытой силой, с изнанкой сущего, с недрами, с состоянием "наоборот" / "навыворот". Закономерно поэтому, что чёрным маркирована символика мистики, магии, судьбоносных заклятий, смерти, зарождения жизни и т.п.. Но эти сферы также не несут дефолтной отрицательной оценки, сопровождающей их в ряде культур Земли-здешней. Напрашивается объяснение, что причина в характерном для ЗА понимании взаимоотношений в паре Жизнь / Смерть (философия "танцующих пар").
Чёрный цвет, наряду с белым и даже в большей степени, нередко воспринимается как атрибут надмирного, трансцендентного, "неизреченного" начала - как, впрочем, и на З/з. Для ташизма (религии народов моря) эти цвета в равной мере священны, их возбраняется использовать для синей (знамён) частным лицам. Чёрный – "цвет служения" для верных Властелина. Чёрный, вместе с синим и зелёным, традиция сделала цветами арийского флага (при трактовке синего как "тьма сквозь свет", а зелёного "жизнь сквозь смерть" эти два цвета выступают как "мeменто
Соображения о чёрном свете и чёрном пламени как органичных для арийской поэзии символах мы уже приводили, остаётся лишь проиллюстрировать их строками:
усмешкой заломлены губы,
Лоскутья зари
полыхают на тонких висках,
А чёрное солнце
дрожит обезумевшим бубном,
А чёрное пламя
трепещет крылом мотылька!..
(поэзия Северного Города, вокруг ЧМ)
Вместе с тем, несмотря на укоренённость символа в традиции, поэтическая интуиция в полной мере ощущает сочетание "чёрный свет" / "чёрный огонь" как парадоксальное, несущее в себе напряжение внутреннего противоречия, как бы "онтологическую боль":
…
дыра вместе сердца в груди моей
…
лопающихся перепонок звон
заунывная песня ран
источник жажды чёрный огонь
…
тосковать по тебе извращение
а я без тебя вообще не я
– так, используя этот образ в ряду других оксюморонов, описывает приморский автор свои чувства к родине, любимой и ненавистной.
Философская мысль ойкумены оценивает эту парадоксальность как свойство, дающее возможности более глубокого осмысления образа. Якобы в числе трёх загадок, предложенных оракулу ТирМакулаты и ввергших его в
"Белая кровь рождает чёрный огонь" Что это?
Ответ остался неизвестен, ибо все жрецы тирмакулатских "бидонов истины" умерли на месте (не будем здесь спорить с легендой), оставив возможность любителям головоломок последующих времён соревноваться в лучших отгадках.
У волхвитских мудрецов бытует следующая версия. "Белая кровь" – это молоко, начало жизни. "Чёрный огонь" – это конец жизни, смерть. Жизнь порождает смерть самим своим течением, таков мировой закон– вот смысл загадки.
Более сложная трактовка указывает, что молоко – это питание для жизни сразу после рождения. Значит, чёрный огонь – это питание для мёртвых сразу после смерти, это вóды Стикса. Загадка означает, что чем больше на земле живых, питающихся молоком, тем обильнее струи подземной реки – и их субстанция не что иное как память об умерших.
Самый современный перл криптогнозии зафиксирован уже после Черты Мира и катаклизма осени 02 по ЧМ, когда подземные взрывы, спровоцированные восточными учёными, чуть не разнесли планету. "Белая кровь" – имеются в виду белые этносы, остаты по преимуществу. "Чёрный огонь" – атомный взрыв. "Белые устроили ядерную войну", вот и вся разгадка.
Белларва предложил своё объяснение таинственного афоризма. Он сравнил две поэтические триады, связанные с символами цветного огня.
Красная кровь рождает синий огонь.
Синяя кровь рождает зелёный огонь. –
эмпирическое наблюдение, выраженное в стихотворной форме, идущее ещё из древности игнов-огнепоклонников. Растения ("зелёная кровь") при сжигании на жертвеннике горят "обычным", оранжево-красноватым огнём; плоть теплокровных животных ("красная кровь") даёт при определённых условиях синеватый оттенок пламени, а жителей моря ("синяя кровь") – зеленоватый.
Жёлтый камень выдыхает белый пламень.
Белый камень выдыхает чёрный пламень. –
загадка (из того же кладезя, что и многие игнские премудрости, из наследия Нумеронов), имеющая хождение в областях юга АрТер, связанных с добычей энергоносителей. "Чёрный камень" – каменный уголь, горящий жёлтым. "Жёлтый камень" – горючий сланец, из которого добывают газ, горящий белым в светильниках. "Белый камень" – снег и лёд, распространяющий холод, зашифрованный в метафоре "чёрный пламень".
Из совмещения этих триад, по мысли Белларвы, и образовался загадочный образ: из первой взята формула "кровь рождает огонь", из второй – сопоставление белого и чёрного как порождающего и порождаемого.
Для более полного освещения темы
Храм Чёрного Огня имеет самоназвание Храм Обретения, но у внешних (парадодксально) известен как Храм Потерявших или Храм Потерянного. Служение здесь предполагает помощь в обретении себя, восстановлении памяти или самовосприятия, цели и смысла жизни, а также восстановление повреждённого воспоминания о близких и значимых, мистическую встречу с ними. Можно сказать, эта деятельность перекликается со служением Бессонных Огней.
Храм Чёрной Воды – соответственно Храм Встречи / Храм Разлучённых. Это едва ли не единственное место в Системе (до воссоединения вер), где допускали и даже организовывали "встречу с умершим", чтобы "договорить недоговорённое", притом скорее в плане личных отношений, чем в смысле практически важной инфы. Реально здесь находили утешение матери, потерявшие детей, так что этот храм находился в ведении "женского служения", которое всегда не очень считалось с Каноном.
Храм Чёрной Земли – соответственно Храм Соединения / Храм Расточивших (и даже Храм Растратчиков и Храм Потеряхи). Инфа о служении в нём
Храм Чёрного Воздуха – он же Храм Надувательства. На самом деле такой храм существовал только в байках Системы, как фольклорный образ "перелётного храма", наполненного мошенниками и любителями дурачить верных и христиан. Служителя, который достал братьев розыгрышами сверх меры, Хозяин его храма мог с абсолютно серьёзным видом отправить в Храм Чёрного Воздуха с поручением или "для обмена опытом", снабдив подробным сопроводительным письмом, оформленным по всем правилам.
Храм Чёрного Неба (Храм Зияния) – астрономический храм, где проводилась и по сию пору проводится большая научная работа, но тот факт, что храм путали с вышеописанным Храмом Чёрного Воздуха, издавна создавал специфическую жизнерадостную атмосферу. В частности, Брат (образец идеального служителя в тайнодействиях, как правило, изготовляемый из глины или наряжаемый из младших служителей), мыслимый как "брат по разуму", селенит, "коллега с Лунных Гор", ежегодно менял облик, всякий раз причудливый и тероморфный. Да и вообще традиционные действа в этом храме всегда напоминали скорее мюрали, чем мистерии.
Для внутреннего пользования (и для понимающих толк в соответствующем юморе собратьев из других храмов Системы, а также для коллег из Пандоры) здесь ежегодно пишут очередной трактат (с разносной критикой своего же предыдущего опуса) о скором приближении конца света на основе изучения динамики движения чёрных звёзд, чёрных лун, чёрных комет и чёрных ракет.
Так, в одной из давних "публикаций" под секретом сообщалось о том, что чёрное и белое переменялись местами вследствие разлития фотореактивов, поэтому движение меланургов на самом деле – движение беланургов, которые объелись белены, которая на самом деле мелена, то есть мелисса… и далее в том же духе,
Другое "рождественское послание братии" (тридцатилетней приблизительно давности) посвящено визиту (вымышленному от начала до конца) персоны под названием "Хозяин Чёрного Огня" – игра слов, основанная на интерференции терминов шаманского и храмового служения. В обиходе, например, Хозяина Храма Рыб (то есть главного служителя этого храма) для простоты назовут Хозяином Рыб, даже если Рыбы – это созвездие или чисто философское отвлечённое понятие. Для шаманов же Хозяин (такой-то стихии, явления) – титул соответствующего Великого Духа (например, Хозяин Чёрного Неба – эпитет, относимый к Олу, а Хозяин Костров – Брат из Великой Семёрки, которого и не называют иначе).
Гость храма (явно вызывающий ассоциации с Олом) описывается как строгий, но смешливый и щедрый господин двухметрового роста в чёрном одеянии, одноглазый (символ луны), одноногий то ли трёхногий (намёк на деревянные столбы, изображающие Ола), с плавником на спине как у осетра (осётр – "óлов конь", атрибут Ола). Его длинные волосы (облака, дым) всё время меняют свой вид и цвет, встают дыбом или стелются, рассыпают то молнии, то капли.
По поводу такого парадоксального для Хозяина Огня явления, как дождь из причёски, гость безмятежно сообщает – мол, да, я теперь и Чёрной Воды Хозяин! (с точки зрения шаманского служения так и должно быть: Ол – владыка глубин, омутов и пр. ), но это новость, мол, для Системы настолько свежая, что в самом Храме Встречи ещё ничего не знают! – когда я туда прихожу, прячутся, и кажется готовят мне нескучную встречу с мочалками и шайками…
В Храм Зияния же Хозяин Чёрного Огня прибыл, желая "как брат брата" навестить его хозяина, то есть Хозяина Чёрного Неба. Для сведущих людей (обязательное заключение каждого такого юмористического трактата) явление сие есть неопровержимое доказательство наступления последних времён и скорого конце света.
На сём позвольте закончить обозрение образа Чёрного Огня в
|
</> |