Сила Искусства


Любите ли вы Театр?
Я говорю, любите ли вы посещать театр, как любят его посещать культурные интеллигентные люди? Мне иногда кажется, что я театрал. Когда стоишь летом в очереди за пивом, так тебя и тянет в театр. Вот так бы разбежался, надел смокинг и поехал в Оперу. Попробовать нешто теперь?
Вопросы все не праздные, ибо волею Провидения и требованию Мельпомены, совсем недавно стартовал очередной Театральный Сезон. Репертуары расписаны, премьеры анонсированы, представления отрепетированы, брони в партере и ложах проставлены. Дух захватывает от предвкушения!
Но посещать Храм Искусства тоже надо уметь. Необходимо развивать в себе чувство прекрасного не только от режиссёрской находки, сценического мастерства актёров, нового молодого сопрано, замысловатого па-де-де или гениального оформления сцены (бутафории и реквизита), а со вкусом провести весь вечер, посвящённый театральному виду Искусства. Чего многие не понимают и даже не хотят проникнуться идеей получить удовольствие в полном объёме, начиная сразу с порога Театра.
Итак! Долгожданный День настал, и вы при полном параде, набриолиненый, стоите со своей (или чужой) дамой в фойе Театра Оперы и Балета. Театр уж полон; ложи блещут. Партер и кресла — всё кипит! В райке нетерпеливо плещут. И взвившись, занавес шумит. Но прежде, чем вы услышите шум занавеса, необходимо выполнить несколько необходимых условий. Такова цена приобщения к миру театрального Искусства. Тут много традиций и норм, которые должен выполнять любой культурный человек. И в первую очередь это касается продолжительности спектакля. Здесь следует сразу оговориться, что Оперу/Балет желательно выбирать в трёх Актах с двумя Антрактами. Постепенно вы поймёте, почему это самый оптимальный вариант полного погружения в таинство театральной среды.
Как известно, Театр начинается с вешалки.
Но это не так. Вернее, не совсем так. Гардероб никуда не делся из традиций, но это уже анахронизм, которому следуют только театральные ортодоксы, пыльные пуритане, платяные вши из занавеса и прочие черепахи, которые лично помнят Дягилева или, вообще, посещали ещё царский театр при Николае Втором и видели Столыпина в ложе.
Театр начинается с Его Величества Буфета!
Это тоже давняя традиция, о которой часто умалчивают, но истинные театралы её знают, помнят, чтут и ревниво блюдут. А также непременно пользуют, но без особого афиширования. Прежде следует, излучая безмерную галантность, сопроводить даму вместе с её пальто, манто и шубо до Гардероба или Дамской комнаты. И сразу после этого, не дожидаясь окончания всех манипуляций с бирочками и биноклями, отлучиться буквально на минуту, якобы до курительной комнаты для джентльменов (даже если вы не курите).
И вот вы в Буфете.
Сейчас действовать надо чётко и быстро. Но без спешки. В общем, требуете сто пятьдесят грамм французского коньяка и бутерброд с сервелатом (можно с сыром).
Лучше подготовиться заранее и не размахивать, как пошлый мещанин пятитысячной купюрой, ища размена. Заказал, оплатил и отошёл к столику. Выпил в два подхода, съел ровно половину бутерброда, а лучше всего только тонкий сервелат, и вернулся к своей даме, которую желательно застал там, где ты её и оставил: поправляющую причёску перед огромным зеркалом до пола в шикарной раме с патиной.
Теперь спокойно и размеренно нужно сделать променад. Даму необходимо выгулять по Опере! Ломиться в зрительный зал в поисках места, совсем необязательно, счастливо там плюхаясь в кресло и махая рукой, типа «Я здесь!» Это жуткий моветон. Если вы не частый гость в подобных заведениях, то накануне тщательно подготовьтесь: изучите программку, интернет-сайт, расположение кресел и входов. И не докучайте глупыми вопросами служивым опереточным бабушкам-капельдинерам, показывая свою дикость и тупость. Лучше купите у них программку и третий бинокль. Вам это будет только на руку в Антракте, а дама почувствует вашу уверенность и некий шарм аристократизма. Кстати, налаженные отношения с божьим одуванчиком-капельдинером, за счёт вашего очарования и обходительности, позволит вам без проблем посетить Буфет во второй и в третий раз. Но об этом ниже.
Вуаля! Представление началось!
Вы удобно расположились в кресле, алкоголь теплом разливается по телу, краски и свет становятся насыщенней. Искусство проникает в вас не только через известные органы чувств, а словно альфа, бета и гамма излучение. Только чертовски полезное. И, в данном случае, как фигура речи.
Не наращивайте три театральных бинокля в один, делая "подзорную трубу", не шелестите программками, не старайтесь думать о том, что будет если плюнуть из Ложи вниз, в партер. Спина прямая, дыхание ровное.
Не забывайте, что 150 миллилитров не случайная цифра. Именно она помогает оптимально включиться в процесс получения удовольствий высокоразвитого индивидуума. Некоторые, конечно, выработали свои навыки и дозы, но именно 150 мм – это отличный старт.
Антракт первый.
Здесь тоже необходимо подготовиться заранее и подумать, как отвлечь даму на время посещения вами Буфета. Это может быть местный мини-музей Оперы, это может быть «звонок бизнес-партнёру» … Злоупотреблять причиной «привязать коней» не стоит. У дамы может промелькнуть мысль, что вы ковбой-аристократ со слабым пузырём. А слабый или протекающий пузырь совсем не комильфо и теоретически смазывает вечер абсолютно. Не говоря уже о возможном посттеатральном «продолжении» вечера…
Но обычно, в первом Антракте, даму неплохо было бы угостить пирожным или кофэ. Здесь действуйте по ситуации и полагайтесь на экспромт. Но следующие 150 миллилитров коньяка вы получить просто обязаны. Уменьшать дозу уже не имеет смысла! Самое простое – это предложить даме испить амброзии вместе с вами. Это нормально. Но никогда не предлагайте вначале, перед первым Актом. Слышите, никогда. Да и во втором Антракте повторять подобный «кофэ» в Буфете совместно не стоит. Здесь могут промелькнуть мысли, что у вас не только протекает пузырь, а имеются и другие вредные привычки.
Акт второй.
Второе Действие всегда особенное и самое вдохновляющее. Человек начинает проникаться происходящим на сцене и испытывать благородные порывы. К тому же, в вас благополучно сидит триста грамм в общем зачёте, а по ходу действия спектакля и по закону жанра на сцене разворачивается самый цимес. Или как говорят театралы – «Кульминация»: злодей скинул маску, герой в поисках подвигов и счастья, приоритеты у всех действующих лиц расставлены окончательно. Героиня поёт (или парит) о любви в полный рост и всё движется к Развязке. И вот здесь триста грамм французского коньяка очень помогают легко понять, например, итальянский язык Оперы, даже если вы полный дислексик. А главное, прочувствовать переживания героев, их мотивы, характер и потаённые мысли. В зависимости от жанра (комедия это, трагедия или драма), могут выступить слёзы глубокого сопереживания или полного счастья от творящегося на сцене … буйства музыки, действа и слова (..трудно сейчас писать..)
Антракт второй.
Очень важная часть посещения Оперы. Теперь необходимо правильное завершение культурного вечера.
Вы входите в Буфет уже несколько развязно, но без плебской пошлой игривости. Буфетчица Клавдия Петровна улыбается, едва завидев вас в дверях (да, вы уже знаете её имя). Вы сразу, не теряя времени, проходите к столику, где вас уже ожидает очередные стописят и кусочек сыра (оплата предусмотрительно сделана ещё в первом антракте). Теперь добавляется ещё горячий чёрный кофэ эспрессо. Но сладкий. Проделываете знакомые манипуляции без спешки, пока бабулька-капельдинер, несравненная Эсмеральда Львовна, где-то в зале с портретами актёров и старожилов Театра, рассказывает вашей попутчице про своих почивших четырёх мужей, пятидесятилетнее служение театру и перманентных приступов подагры перед дождём.
Конечно, это требует некоторых расходов. Не мелочитесь. Щедрые, но без фанатизма (чтобы не оскорбить человека) чаевые в Буфете, пять биноклей, шесть программок, а также доброе слово и участливое внимание, творят чудеса для максимально приятного и абсолютно не напрягающего вас культурного времяпрепровождения. Делайте всё легко! А четыреста пятьдесят грамм (а то и полкило с гаком!), на которые вы потяжелели – это уже качественно иное восприятие действительности, которая в третьем Акте нередко переплетается с тем, что происходит на сцене. Апофеоз театрального представления совпадает с вашим Апофигеем, в результате которого, вы испытываете всеобщий Катарсис и финишируете одновременно вместе с окончанием третьего Акта…
Это и есть та самая Сила Искусства, которая возвышает и облагораживает человека! Ваши мысли и чувства на некоторое время светлы и чисты. Ваш опыт несказанно обогащён и теперь оказывает воздействие уже и на вашу реальную жизнь. А мысли у джентльмена и театрала никогда не расходятся с его поступками.
Вы оплодотворены Культурой.
Дальше всё довольно банально: аплодисменты, крики «Браво!», «Бис!», бесконечные взаимные поклоны и благодарности. Туман восхищения и бриллиантовый блеск перед глазами от только что пережитого катарсиса. Дело приобщения к Искусству произошло.
Потом вы накидываете шубо на плечи своей попутчицы. Напоследок ругаетесь о потерянных трёх биноклях и двух бирках в Гардеробе. Драматически вслух проклинаете тот день, когда вы купили билет в эту Богадельню и что вашей ноги здесь больше не будет даже через их труп. Демонически хохочете. Затем с видом оскорблённого благородства, высоко подняв голову, гордо покидаете Театр Оперы и Балета.
Выйдя на улицу и вскинув в театральном жесте руку, громко, с драматическим эффектом, требуете «Карету мне, карету!». Затем швыряние денег таксисту в лицо; целование рук вашей попутчице; какие-то цветы, невесть откуда взявшиеся, вместе с корзиной; фразы «поедемте в номера!», «вы разбиваете мне сердце» и прочие инсинуации о которых вы завтра возможно пожалеете. Но это будет завтра. А сейчас вы полны широких жестов и активного действия. Такова жизнь аристократа и театрала. Се ля ви. После всего этого Дама, скорее всего, едет домой одна (пФ-ф-ф, не больно-то и хотелось!), а сами вы направляетесь в Ресторацию или, скажем, в Покер-Клуб.
.. Где-то под утро, вы устало бредёте в промокших ботинках по бульвару. В руках у вас открытая бутылка шампанского, к которой вы время от времени прикладываетесь прямо из горла. Кашне торчит из кармана пальто, бриолин на голове несколько всклокочен. Культурный вечер, наконец, подошёл к своему логическому завершению. Случайно повстречавшиеся вам полиционеры не всегда желанны в данный момент.
Господа! Посещайте Театр!
Новый Театральный Сезон распахивает перед вами свои культурные объятия.
|
</> |