Сид — история легенды


Родриго Диас де Вивар, больше известный по своему прозвищу Сид (1043–1099), — вошел в легенду героем христианской борьбы против мавров.
Между тем современный историк так описывает исторического Сида:
«Это "приграничный авантюрист", жадный искатель рыцарских свершений
и связанной с ними поживы, служащий как христианским, так и
мусульманским хозяевам, которому война обеспечила продвижение на
социальную верхушку…» (Дени Менжо).
Сид прежде всего интересен как пример средневекового героя, который
превратился из исторической фигуры в мифологическую.
Родриго Диас, родившийся в Виваре, маленьком кастильском городке
близ Бургоса, был рыцарем из знатного, но не самого высокого рода.
Родители обучили его чтению и письму и обеспечили местечко при
дворе короля Кастилии Фердинанда I, где он и начал службу. В 1065
году король умер, разделив владения между тремя сыновьями: старшему
Санчо досталась Кастилия, среднему Альфонсо — Леон, а младшему
Гарсия — Галисия и Португалия. Немедленно разгорелась междоусобная
распря. Родриго выступил на стороне Санчо, у которого состоял в
качестве личного оруженосца. Благодаря его храбрости Альфонсо был
захвачен в плен в битве при Голпехере (1072), что позволило Санчо
завладеть всеми землями братьев.
Однако после смерти своего господина, последовавшей в том же году,
Родриго перешёл под знамёна Альфонса VI, объединившего Леон и
Кастилию. В кратчайший срок он сумел стать оруженосцем короля,
главнокомандующим его войск и даже вступить в брак с Хименой Диас,
правнучкой Альфонсо. Но вследствие какой-то провинности Родриго был
в 1081 году изгнан Альфонсо VI и взял сторону мусульманского эмира
Сарагосы, обратив меч против христианских правителей — графа
Барселонского и королей Арагонского и Наваррского.
Помирившись с Альфонсо VI, Родриго победоносно защищает христиан в
битве с Альморавидами, пришельцами из Африки, и захватывает себе
княжество. После этого он сразу остывает к королевской службе, за
что в 1088 году снова попадает в опалу. Отныне он уже не ищет
покровительства ни христианских, ни мусульманских владык и в
1094–1097 годах захватывает Валенсию, где основывает первое
христианское государство на исламских территориях. Маленькие
соседние мусульманские княжества (тайфа) облагаются данью в его
пользу. Именно в это время он и получает прозвище Сид, от арабского
sayyid (сеид) и андалузского «сиди» — сеньор, господин.
При жизни он цепко держал бразды власти. Однако в 1102 году, спустя
три года после его смерти, его вдова Химена и Альфонсо VI вынуждены
были уступить Валенсию маврам.
Вот такой персонаж превратился в символическую фигуру христианской
испанской Реконкисты.
Этому превращению он был обязан литературе и настойчивой рекламе.
Уже незадолго до своей смерти в 1099 году Родриго Диас был
прославлен в поэме, написанной на латыни, Carmen Campidoctoris,
похвальном слове великому воину, в котором ему присваивалось еще
одно прозвище — Кампеадор (Победитель). Затем, между 1110 и 1150
годом, появилась поэма на кастильском наречии, написанная анонимным
автором, — героический эпос под названием Cantor de mio Cid («Песнь
о моем Сиде»). Сид из Cantar — кастилец, служит исключительно
христианам и воюет с мусульманами. Наконец, посвященная Родриго
хроника середины XIII века — Historia Roderici — окончательно
укрепляет репутацию кастильского героя. К тому времени из его рода
(по линии дочерей) произошли два выдающихся испанских правителя —
король Наварры Гарсия Рамирес Восстановитель (1134–1150) и король
Кастилии Альфонсо VIII (1158–1214).
Монахи из аббатства Карденья, близ Бургоса, где были похоронены Сид
и его супруга, воспользовались такой растущей известностью, чтобы
попытаться сделать из Сида святого. Это неофициальное почитание
усилилось после паломничества, которое в 1272 году совершил в
Карденью король Кастилии Альфонсо X Мудрый. Когда в 1541 году
монахи добились открытия гробницы Сида, оттуда «изошел запах
святости». Он так ударил в нос, что в 1554 году король Испании
Филипп II добился от Ватикана разрешения на начало процесса
канонизации, однако вскоре от этой идеи отказались, так как
выяснилось, что рассказы о чудесах, происходящих у гробницы Сида,
не соответствуют действительности.
Зато театр произвёл его «мирскую» канонизацию. В XVII веке Пьер
Корнель написал трагедию «Сид» (переложение пьесы испанского
писателя Гильена де Кастро «Юность Сида»), благодаря которой
история Сида стала знаменита во всём мире. На её сюжет французский
композитор Массне написал оперу.
А зенита своей национальной славы Сид достиг в начале XX века
благодаря шедевру знаменитого филолога и историка литературы Рамона
Менендеса Пидаля «Испания Сида» (1929). Под его пером Сид
утвердился в качестве центрального героя средневековой Испании и её
национального символа.
По материалам: Жак Ле Гофф. Герои и чудеса Средних веков. М.,
2011.
Для проявления душевной щедрости
Сбербанк 4274 3200 2087 4403
Мои книги
https://www.litres.ru/sergey-cvetkov/
У этой книги нет недовольных читателей. С удовольствием подпишу Вам экземпляр!
Последняя война Российской империи (описание и заказ)

ВКонтакте https://vk.com/id301377172
Мой телеграм-канал Истории от историка.