Швейцария: Грахен
vovsun — 20.07.2010 Хватит, дорогие друзья, ездить по центровым городам и столицам, пора и настоящую швейцарскую глубинку посетить. Сегодня у нас на повестке дня горнолыжный курорт Грахен, расположенный недалеко от Церматта. Поезд подъезжает к станции Санкт-Никклаус, пора выходить — нас ждет увлекательное путешествие на высоту 1620 метров над уровнем моря, а потом еще на полкилометра выше на кабельном подъемнике на горнолыжную базу.Я очень много раз проезжал это место внизу, и на машине и на поезде, по дороге в Церматт. В прошлом году я, наконец, решил потратить один день и посмотреть все остановки поездов от Виспа до Церматта. Тем более был повод — мой друг пригласил меня в деревню Тэш посмотреть на его гостиницу для туристов-любителей горных прогулок. Поезд от Виспа идёт до Церматта чуть больше часа и это очень крутой час по горным перевалам. Рекомендую взять билет первого класса — в вагоне будет стеклянная крыша и ноль народу, вы сможете насладиться этой поездкой сполна. Но я что-то отвлёкся, около станции Санкт-Никклаус нужно сесть на автобус и где-то полчаса ехать в году до Грахена.
В этой деревне живет около полутора тысяч человек. Как и везде в Швейцарии, здесь есть стандартный «соцпакет»: автобусная станция, почта, большой магазин, полицейский участок. Грахен — это, в первую очередь, зимний горнолыжный курорт. Я посмотрел в рунете, сюда даже есть предложения некоторых турфирм, хотя, конечно же, куда гораздо круче считается потратить деньги в Церматте.
Из деревни, хотя местные все пишут «resort», т. е. курорт, на гору идут кабельные подъемники. Мне очень нравится, что рядом с каждым подъемником есть карта горнолыжных спусков. Ещё есть подобная же карта только с лампочками, в зависимости от того, закрыт или открыт какой-либо из спусков, на карте ты видишь разные «сигналы светофоров».
Я думал, что летом здесь вообще ничего работать не будет, однако, сильно ошибался. Швейцарцы «продают» свою природу практически в любой сезон. Летом здесь можно заниматься «nordic walking» - ходьбой с лыжными палками (говорят, очень полезное занятие), кататься на велосипеде, просто гулять с семьей. Экология, сами понимаете, прекрасная. Виды — изумительные. Отличный релакс, главное отключить мобильный телефон. Кстати, лезть с чемоданом в кабинку я посчитал не очень хорошей идеей и попросил контроллера, по совместительству кассира посмотреть за моим багажом. Мужик согласился и я поехал наверх налегке.
Сначала кабинка едет не очень высоко. В один из моментов я заметил специальную зону для пикника и сфотографировал её «с воздуха». Обратите внимание, есть походная кухня, туалет, скамейки для нескольких семей. Как потом выяснилось, это общественные зоны, здесь может устроить пикник каждый, это ничего не стоит. Нужно только за собой убрать мусор. Позже я видел ещё несколько таких зон.
Поднявшись на промежуточную станцию на высоте 2200 метров над уровнем моря я решил осмотреться. Можно было ехать и дальше, но выше начинаются скалы и делать там без треккинговых ботинок и лыжных палок нечего, это, как минимум, опасно. Если и не сорвешься, ноги можно переломать. Зимой там находятся «черные» трассы — для профессионалов и любителей, желающих побыстрее воспользоваться свой «спортивной» страховкой.
Летом здесь продолжает работать лыжная база, только в формате кафе-ресторана с детской площадкой. Вообще, интересно бывать в таких местах не в сезон. Смотришь на вещи очень странно и получаешь новые неописуемые ощущения, которые обычным «зимним» посетителям не доступны.
Вниз я решил идти пешком. На мне была легкая летняя одежда, кроссовки и рюкзак. И вот здесь я переоценил свои силы. Казалось бы, что тут такого - идти вниз? Кажется, что это очень просто. Однако, не в горах на условно подготовленной трассе. На поверку оказалось, что подниматься даже проще - ноги делают привычные, хоть и с усилием, движения. Идя вниз без специальной обуви, очень сильно напрягается голеностоп и мышцы, приходится часто останавливаться. Часть пути я даже проковылял «пятясь назад» - так было гораздо комфортнее и безопасней, особенно на острых спусках.
Для уставших путников где-то «in the middle of nowhere» (вольный культурный перевод — «непонятно где») стоят скамеечки. Я удивился, почему нет диспенсора с холодной водичкой, обычно они тоже здесь стоят везде, в самых неожиданных местах. :)
Перепад высот 800 метров оказался коварен. В длину путь вышел около 6 км, и это не по ровному шоссе, а вниз то по тропинкам, то по камням. Каждую минуту я думал о том, что на такие подвиги без элементарного снаряжения лучше не идти. Прямо по курсу не линия электропередачи, а опорная стойка для кабельного подъемника. Для тех, кто никогда не ездил в такой кабинке, расскажу: ощущения прикольные, когда переезжаешь такую опору, кабинку и тебя подбрасывает немного вверх и сразу вниз, как на самолёте в «воздушной яме». Особо впечатлительные люди в этот момент издают звук, похожей на смесь писка и русской брани.
По дороге обнаружилась интересная особенность местного «домостроя» (каламбур). Каждое вырубленное дерево имеет свой номер. Впрочем, как и велосипеды здесь. Вы вот застали или хотя бы помните номера на велосипедах в СССР? Я конечно не такой древний, но у дедушки видел такой номер, конечно, он уже не был обязательным на тот момент.
Пешеходные и велосипедные маршруты в Швейцарии отмечены специальными табличками (см. ниже) и знаками на камнях, горах, скалах. Это очень круто и удобно. Заблудиться конечно можно, но вероятность этого сведена к жесткому минимуму.
Выйдя на более-менее равнинный участок, назовём его альпийским лугом, я решил немного отдохнуть и поснимать красоту. У меня не было с собой супер-пупер камеры, всё, что вы видите в этом посте, снято на старенький Кэнон Иксус 750. Я не помню, когда его купил, было это давно. Эта мыльница всегда лежит у меня в сумке — на всякий случай.
Ближе к деревне началась уже не горная, а почти обычная дорога. Я поражаюсь, как всё это держится в чистоте и порядке. Обратите внимание, я не выжидал моментов, пока все уйдут из кадра, здесь действительно столько людей, сколько на снимках. Да, для кого-то это называется «здесь нечего делать и скучно», а для меня это уникальная возможность отдохнуть от огромных городов типа Москвы и Нью-Йорка, после очень жесткого рабочего графика.
Чуть выше Грахена (мы сейчас в него спускаемся) есть небольшое горное озеро с гостиницей на берегу, которая носит гордое имя «У озера». Здесь можно купаться и турфирмы активно рекламируют его как «пляж в 200 метрах от гостиницы». Конечно, это не совсем тот «пляж», который привыкло искать большинство наших туристов, так что будьте аккуратнее, моря здесь не ждите.
Скромная местная недвижимость, найденная «в кустах», скрытая от постороннего глаза. Насколько я знаю, летом здесь живую местные аборигены, в зимний особо туристический сезон, дама сдаются за приличные деньги. На семью (этаж) рассчитывайте 2000-2500 Евро в неделю. В цену входит безлимитный интернет, который работает лучше, чем у меня в офисе в центре Москвы.
А вот мы дошли и до табличек-указателей. На них указывают направление пешеходного или велосипедного маршрута и приблизительное время до пункта назначения. Из Грахена можно дойти пешком до известного курорта Саас-Фе. Дорога займет 7 часов, поэтому она и называется «дорога славы» (или гордости, кому как больше нравится). К сожалению, я пока не смог найти брэнд-бук по данным табличкам (если кто знает, где можно взять, подскажите плз., буду очень признателен), но по опыту, полосатые отметки означают «сложный маршрут». Что был видно выше, на камнях, кстати.
Вот мы и спустились обратно в Грахен. Часть пройденного мною пути (приблизительно половину) можно проехать зимой на лыжах, возможно, экстремалы катаются и через лес, но там уже очень близко стоят деревья и очень непредсказуемые углы. Хозяйке на заметку: одно из правил лыжников и сноубордистов фрирайдеров - «never ride alone» (никогда не кататься в одиночку), если чего произойдет, некому будет откапывать. Да, и лавинную лопатку тоже с собой в рюкзаке за спиной нужно возить. И рацию. Но об этом я вам зимой рассказу, на примерах, так сказать.
В Церматте обычные машины запрещены, там ездят только электромобили-такси. В Грехене обычные машины разрешены, но есть районы, куда им нельзя. Электромобилям можно.
Вот и подошла к концу наша небольшая экскурсия по горнолыжному курорту Грахен, в котором мы побывали с вами летом, соответственно, посмотрели несколько эксклюзивных кадров, которые зимой не сделаешь. «Ауфидерзейн» говорит нам Грахен («до свидания» по-немецки), до следующего поста прощаюсь и я с вами. Хорошего вам дня и отдыха (кто отдыхает)!
Посты из серии "Моя Швейцария":
Анонс с заглавными фотографиями (в постах не повторяются)
Базель (Жан Тангэли, Новартис, река Рейн)
Вевей (музеи фотографии и еды, Чарли Чаплин на Женевском озере)
Груэр (как делают сыр, музей "Чужих" Гигера)
Верзаска (плотина, самая высокая из-за Джеймса Бонда в мире тарзанка)
Грахен (красивые фотографии в горах, горнолыжный курорт летом)
Полный список постов моего блога (по рубрикам)
Жду ваших вопросов и комментариев!