"Схватка двух систем"

топ 100 блогов gercenovec11.02.2023 Как-то раз я выкладывал документ с обзором вычерков, сделанных ленинградскими цензорами за первые пять дней Великой Отечественной (https://gercenovec.livejournal.com/25421.html). Авторы газет писали о том, что начавшаяся война приведёт к мировой революции, о том, что капитализму в целом (а не только германскому фашизму) скоро придёт конец. А цензоры всё это убирали.

Советская пропаганда (и печатная и устная) много лет говорила о противостоянии двух систем, капиталистической и социалистической. И неудивительно, что начавшуюся войну редакторы и авторы газет пытались осветить именно в этой перспективе – как столкновение этих двух систем, двух лагерей в целом. Но вот только часть капиталистического мира, Британия и США, теперь попали в число союзников СССР. Или уже действующих (как Британия, воюющая с Гитлером), или потенциальных (как Соединённые Штаты, ещё не воюющие, но поддерживающие британцев). И в такой ситуации лозунги мировой революции оказались не совсем подходящими.

Но не только сотрудники пропагандистских структур сперва пытались описывать войну как решающее столкновение двух общественных формаций.

В источниках личного происхождения мы можем найти аналогичные оценки.

Какое-то время спустя после начала Великой Отечественной войны ленинградец  Павел Алексеевич Кальм решил завести дневник. И там он записал:

«22 июня 1941 г. я был в Москве. Собирался попасть на постановку “Анна Каренина”. К сожалению, билетов в кассе не оказалось. Дошёл до угла ул. Горького. Необычное скопление народу у репродуктора. Выступает Молотов. Фашистская Германия объявила войну СССР через 1,5 часа после того как войска фашистов вступили на нашу территорию и бомбардировали наши города. Итак, война. Жертвы войны. Печаль на лице, напряжение всего организма, сжимание кулаков, проклятие гитлеру и остальным бандитам прогресса человечества. У слабых женщин – слёзы. Я забыл об “Анне Карениной”. Бродил по улицам Москвы. Стремился представить жертвы этой войны, убитых и раненых, сиротство, обеднение, разрушение объектов, созданных трудом многонационального народа.

А результаты – они явно положительные для всего человечества. Империалистическая война дала СССР, эта война расширит социалистическое государство. А ведь только в результате схватки двух систем, в результате нашей победы возможно действительное свободное развитие “Человека” с большой буквы.

Значит, будем воевать до победы и нового социалистического преобразования, до устройства надгробия на части территории, занятой кликой душителей рабочих и крестьян».

(ЦГАИПД СПб. Ф. Р-4000. Оп. 18. Д. 359. Л. 2-3).

Другой пример. Дневник вёл и 15-летний (на начало войны) ленинградский школьник Юра Рябинкин. Вот фрагмент записи от 22 июня:

«Началась решительная серьёзная борьба, и столкнулись два антагонистических строя: социализм и фашизм! От будущего этой великой борьбы зависит благо всего человечества».

(Цит. по: Адамович А. М., Гранин Д. А. Блокадная книга. Изд. 5-е, испр. и доп. Л.: Лениздат. 1989. С. 266).

Здесь, правда, мы вместо слова «капитализм» видим «фашизм». Но есть у меня подозрение, что это – результат редактирования. Всё-таки мы видим здесь и «два антагонистических строя», а с помощью этой формулировки, как правило, противопоставляли именно капитализм и социализм. Отрывки из записей Рябинкина впервые опубликовали в 70-е, тогда же его дневник воспроизвели и в первом издании «Блокадной книги». Не удивлюсь, если запись первого дня войны слегка подкорректировали.

Впрочем, может, её и не редактировали. Может, у Рябинкина был именно фашизм.

Возьмём ещё один дневник. Историк и директор архива Академии наук в Ленинграде Георгий Алексеевич Князев 13 июля 41-го записывал, корректируя старую схему двух систем, внося в неё дополнение:

«Борются две системы, два мира: коммунизм и нацизм. Ранее это формулировалось как борьба пролетарского и капиталистического миров. Теперь дело осложнилось. Есть третья система — старомодная буржуазно-демократическая, либеральная и консервативная, господствующая в Америке и Англии. И коммунисты, и нацисты — полярные точки этой древней, изживающей себя системы».

(Князев Г. А. Дни великих испытаний. Дневники 1941-1945. СПб.: Наука. 2009. С. 74).

Вообще, дневник Князева весьма показателен в идеологическом плане. В нём, например, можно обнаружить утверждавшееся все 30-е годы соединение классового интернационализма и руссоцентричного патриотизма. Процитирую ту же запись:

«Четыре часа я любовался дивной панорамой своего родного города. Никуда я из него не поеду. Если случится несчастье, пусть лучше вот тут, где-нибудь на набережной или в водах глубокой Невы погибну... Но наш город, я твердо верю в это, не попадет в руки врага! Город Петра и Ленина — наша национальная и интернациональная святыня. Один создавал великую Россию, другой — великий Советский Союз. Без петровской России не было бы великого Ленинско-Сталинского союза народов, строивших до 22-го июня 1941 года свое новое великое государство трудящихся, а теперь отбивающих нападение кровожадного хищника».

(Там же. С. 74).

При этом, как можно узнать из записи от 29 июля, советская родина – понятие явно более широкое, чем Россия:

«Не будет меня, но будет моя страна, не Россия, не о ней говорю, а страна Советов, Советская Россия, [а также] Советская Германия, Советская Англия».

(Там же. С. 98).

Ну а дальше Князев внимательно отмечает, что интернационалистические мотивы в пропаганде начинают звучать всё меньше и глуше, зато чисто русско-патриотические мотивы становятся всё громче, используются мотивы славянские.

Из записи от 4 августа:

«Кстати, теперь очень часто в газетах вместо Советский Союз пишут Россия, русские. Ни звука об Интернационале, о социалистической советской Европе. Сейчас только говорится о родине, о патриотизме. Лозунга покуда нет, если не считать “За родину! За Сталина!”. Здесь имя Сталина как символ. Родина, конечно, советская. Но объём понятия шире — вообще родина, вообще Россия. На переживаемом этапе остается только национальное: Россия, Англия, Германия... И национальная рознь, шовинизм, ура-патриотизм. Покуда все демократические страны объединились против нацистской Германии, чтобы потом разобраться между собой».

(Там же. С. 108).

Из записи от 23 августа:

«Ни одного слова о классовой борьбе. Борьба за родину, за священное отечество — вот лозунг. На днях целые страницы в газетах были посвящены славянству, даже стихи Аполлона Майкова цитировались! В Европе 300 миллионов славян. Вековая их борьба с немцами должна принять самые решительные действия».

(Там же. С. 143).

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Это Мария Кутнякова, предположительно пережившая взрыв в Мариупольском театре, она стала свидетельницей удара по Драмтеатру, в котором укрывались жители города, рассказала CNN эту историю. Эта женщина, пережившая страшный взрыв без единой царапины, забыла упомянуть, что работает на USAID ...
Жители Киева составляют половину из числа всех добровольцев в рядах Вооруженных сил Украины. Об этом в своем Facebook написал советник министра обороны Украины Александр Данилюк. "Половину добровольцев, которые соглашаются идти в ряды Вооруженных сил Украины, устойчиво предоставляет Киев ...
Архитекторы В. Г. Гельфрейх, И. Е. Рожин и А. Е. Аркин. Вестибюль станции Электрозаводская выполнен в форме шестиугольного здания с куполом. У входа установлена скульптурная группа «Метростроевцы» (скульптор М.Г. Манизер). На стенах кассового и эскалаторного залов, облицованных красным ...
Хвоинка на ночь Говорил барин с солдатом; стал солдат хвалить свою шинель: - Когда мне нужно спать, постелю я шинель, и в головах положу шинель, и покроюсь шинелью. Стал барин просить солдата продать ему шинель. Вот они за двадцать пять рублей сторговались. Пришёл барин домой и ...
. Видеоматериал о том, что в Славянском районе люди не пропустили танки украинских военных частей, который двигался в Славянск, полная дезинформация. Желтая Нива, которая фигурирует на видео ДН4812ВО, принадлежащая на правах собственности гражданину Украины, продана по доверенности ...