"Штирлиц шел по весеннему лесу..." (Как мы сочиняем диссертации)
igorsudak — 20.11.2013Недавно мне из Москвы прислали книгу доцента РГГУ Александры Архиповой «Штирлиц шел по коридору. Как мы придумываем анекдоты». Эта книга основана на диссертации, в которой автор выстраивает научную теорию о том, как и почему сочинялись анекдоты о Штирлице. Мне как автору большинства каламбурных анекдотов о литературном разведчике, естественно, было весьма любопытно узнать, а что об этом думает наука?
И вот что я узнал.Как и ожидалось, в длинном списке использованной литературы и всевозможных ссылок не оказалось главной ссылки – на автора изучаемых анекдотов. То есть ни сама соискатель научной степени, ни ее руководитель профессор Сергей Неклюдов, ни оппоненты, короче, никто не удосужился проверить, а не авторские ли это анекдоты? Тем более это проверить сегодня проще некуда – пару кликов мышкой. Но поленились. Зачем гуглить, когда есть фантазия?
А фантазировать ученые, оказываются, умеют и очень любят. И на полном серьезе рассуждают, как появился тот или иной конкретный анекдот. Например, анекдот про почки. Вот цитата из диссертации.
«В первые секунды фильма «17 мгновений весны» зритель видит, как некий человек гуляет по весеннему лесу и нюхает почки на деревьях (крупным планом), а через 2 мин. 47 сек. слышит вопрос фрау Заурих, адресованный Штирлицу: «Эта трава очень помогает при больных почках. У вас болят почки?» Зритель сталкивается с почками в вегетативном значении, а потом - в анатомическом. И потенциальный создатель анекдота, неосознанно уловивший все эти ассоциативные цепочки, создает следующий текст: «Штирлиц шел по весеннему лесу и увидел на деревьях почки. «Опять Мюллер зверствует!» - подумал Штирлиц.»
Вот так, оказывается, я придумал этот анекдот! Причем еще кадры из фильма приводятся, наглядно подтверждающие эту красивую научную фантазию.
А на самом деле всё было гораздо проще. В 1989 году для курсовой работы я выписал из словаря Ожегова все омонимы, в том числе и упомянутые выше «почки», а затем в шутку решил составить из них анекдоты. Около сотни получились вполне забавными. Я издал брошюру тиражом 1000 штук и продал их оптовикам-распространителям в Москву. После чего уже через неделю встречал эти анекдоты в разных газетах и журналах. Так появилось большинство анекдотов о Штирлице, построенных на игре слов. Я об этом много раз рассказывал. Но ученые оказались не в курсе.
Дальше еще интереснее. У Архиповой появляется следующая гениальная догадка. Оказывается, всплеск анекдотов о Штирлице в начале нулевых годов был связан с… приходом к власти Путина. И у потенциального создателя анекдотов в голове прошла новая ассоциация: Путин – разведчик, как и Штирлиц. Красивая легенда, но снова пальцем в облака. Путин тут не причем. Просто в это время киевское издательство «Нора-друк» переиздало мою давнюю брошюру, к которой я дописал дополнительно еще с полсотни новых анекдотов. И затем самое популярное российское юмористическое издание «Вокруг смеха» в нескольких номерах все эти анекдоты опубликовало, указав, естественно, что это анекдоты авторские. И снова потом пошли массовые перепечатки в других газетах и журналах. Вот так и произошел всплеск. Параллельно с Путиным, но совсем не по его причине.
Вот такая диссертация. А ведь человек блестяще
защитил ее и теперь будет приплату пожизненную получать - за ученую
степень. На нее теперь ссылаться будут другие научные деятели. И
это называется наука?