Шти с калитками


СУРОВЫЙ ОБЕД НА САМОМ СЕВЕРЕ ВОЛОГОДЧИНЫ
Оказался в краю вологданьских лесов. У нас весна, а там уверенно вьюжит, заносит снегом высокие северные избы. А мы в крепком дому моих добрых друзей - Феодосия и Евгении Травиных. Слышно, как хрупают сеном лошади Бурушка, Мышка и Светка, как мекает гордый козел Берух Бахман, поют романсы подпольные курицы. Я угощаю колбаской кота по имени Путин. Колбаса для кота - открытие, он таких продуктов еще не видел. Удивляется, но съедает, просит еще. А нету больше. И тогда Путин нагло крадет со стола сало. Путин - вор! Получает от Феодосия ложкой по голове и скрывается за печкой. Я приехал в нощи, а теперь светает. Евгения Александровна приносит две охапочки дров и разжигает огонь. Будут настоящие вологодские шти, но сначала нужно сходить к роднику. Вода есть и у дома в колодце, но ее не пьет даже козел. Спускаемся с горки к кусточкам. Недалеко, метров двести. Тропинка узкая, я то и дело проваливаюсь по самые верха хромовых феодосиевых сапог, даденных напрокат. Со мной два ведра и малое коромысло. По дощечке бежит серебряная вода Севера, звонко льется в ведро. Надо половчей выбраться из овражка и переть до избы в гору. Дорогая вода. А если рухну перед крыльцом? Только не это! Дотащил с Божьей помощью, сел на лавку.
А поленья в пещи потрескивают с обещанием и надёжей.

Чем питаются мои товарищи? Похлебкой, кашами и картошкой. За это отвечает Евгения. А Феодосий печет хлеб и калитки. Раньше сам картошку садил, а в этот год навалилась работа, пришлось в соседней деревне купить. Меленькая такая в чашке, вынутая из погреба. Хозяйка чистит морковь и лук, я сижу в ожидации трапезы, Феодосий повел лошадей на выгон, а безстрашный абориген Кардес кушает пряник, запивает ромашковым чаем из огромной кружки и слушает песни Путина, сидящего на плече. Кроме нас в деревеньке обретается еще один дяденька Стригунок, а следующий живой житель - в соседнем селении, имя ему Рюмка, и он пускает Травиных в баню, беря по сто рублей за помытую душу.


Лук с морковкой поджарились в сковородке на краю огня. Уже можно ставить чюгун с будущими штями.

Картошка порезана, капуста пошинкована, родниковая вода влита, луковая заправка впихана. И теперь горсть брусники. Евгения Александровна собирала ее в ближнем лесочке, перейдя дорогу на Архангельск. Приходилось отбиваться крепкой березовой палкой от леопардов и волков, подкармливать зайцев морковью. А что не зделаешь ради ягод, богатых жизнью? Они дадут штям умеренную кислинку и наполнят нас вологодским весельем. Часа три чюгуну в пещи томиться. Мы с Кардесом тем временем разливаем чай и пробуем клюкву в сахаре. Она живая совсем, она поскрипывает и отчаянно лопается.

"А может вам грешневой каши пока?" - спрашивает хозяйка. Почему бы и нет? Против каши мы возражать не станем. Она с поджаркой, с печным духом. А душистое масло вливается из глиняного кувшина. В нем когда-то хранилось грузинское вино, а сейчас вологодское масло. Съели, облизали ложки. Сидим, бороды утираем. И вот Евгения Александровна, ловчайше управляя ухватом, достает многожданные шти. Они, между прочим, постные, поскольку день сегодня такой, но по вкусу и не определишь. Видно, пещь владеет волшебными силами, и даже из топора навар выйдет мясным! Не удивлюсь, если топор все же присутствовал - Феодосий Борисович лютый рубака и плотник! Хлебаем, закусываем калитками - открытыми ржаными лепешечками с картошкой, и внезапно отче Феодосие вносит братыну крепчайшего самогона.

Сам не пьет, а путников угостить можно. Хранится в дубовой бочке и в потайном месте, куда ход посторонним заказан. Ключ от замка в яйце, яйцо в петухе, а петух в Берухе Бахмане, которого попробуй тронь - враз на рога подымет! Пробуем с Кардесом... Важный напиток! Вдохнуть аж возможностей нет. Скорее штями заесть... Утираемся, благодарим.


А Евгения Александровна через меня, окаянного, салютует мордовкам: "Передаю северный привет и сердечно поздравляю мордовских красавиц с праздником, желаю им укрепляться духом и с радостной легкостью преодолевать любые испытания, которые встретятся на пути к женскому счастью!"
И я присоединяюсь! Хоть тяжело поздравлять, объевшись.

ШТИ ВОЛОГОДСКИЕ
Вода родниковая - 3 л.
Картофель - 10 шт.
Капуста - 1/2 кочана
Брусника - 1 горсть
Морковь - 2 шт.
Лук - 3 шт.
Соль
|
</> |