Шостакович Тринадцатая симфония Интродукция

Частей будет много, потому что мы никуда не спешим.
Я, впрочем, как и обычно, живу в замечательное время. Уже привык. В том смысле, что я уж не впервые живу в замечательное время.
Если бы я был скульптором, я бы изваял монумент - символ этого времени. Он бы назывался "Шакал, бегущий впереди паровоза". Причём, совершенно не обязательно с политической коннотацией. Просто, ставший широко распространённым, вид спорта, постепенно поднимающийся до уровня национальной идеи.
И я уж было расстроился из-за этого, но тут мне повезло. Два раза подряд.
Во-первых - выступление Даниила Александровича Гранина в бундестаге. Даниил Гранин - сам по себе является устойчивой точкой морального отсчёта. И все сорок минут, что он говорил, даже независимо от того что и как он говорил, и кому говорил - это были минуты правильности. Видно было, что ему тяжело говорить и из-за самой темы, и физически, он говорил, не щадя немцев и не заботясь о дипломатичности. Он просто существует в другом измерении и на другом уровне.
Посмотрите запись DW
Он говорил так же спокойно, непафосно и отстранённо, как писали КаЦетник, Примо Леви или Варлам Шаламов. Потому что тема такая, что эмоции уже ничего не добавят.
А заодно уж почитайте его интервью.
http://www.dw.de/даниил-гранин-у-каждого-народа-есть-свой-список-вины/a-17392027
Приводит к другому темпу и качеству собственного мышления. Другая нравственная точка отсчёта - чуть зазевался... - опаньки! Да это же к мене текел с фаресом заглянули!
Ну, и вдогоночку, спасибо Deutsche Welle и ихнему бундестагу. У нас бы на центральных каналах и в Думе тоже не повредило бы. Но этим "уже ничем не поможешь" © (см. новеллу "Энергетический кризис" из фильма Михаила Сегала "Рассказы"), а кому-то из телезрителей, может, и поспособствовало бы чем.
А во-вторых, я не спеша послушал Тринадцатую симфонию Шостаковича.
И вот эти два события привели меня к мысли очень широкого профиля, неприличной как по форме, так и по содержанию, адресованной... Да много кому адресованной. Самым широким слоям (вот к вам это как раз и не относится).
Лучше всего эту мысль сформулировал в форме одностишия Владимир Вишневский "Я б вас послал, да вижу - вы оттуда".
Методичка к материалу
Писать буду тезисно. Во-первых, потому что мыслей не так много, как хотелось бы. Во-вторых, потому что широко аргументировать - только время тянуть. В-третьих, если слушать симфонию, то живьём. Если не живьём, то в наушниках, иначе вообще бессмысленно. В четвёртых, субъективизм - не порок, а форма мышления (это я про себя). И, в пятых, правильной последовательности материала не обещаю.
Более того
Я, когда озирал литературные окрестности в поисках тех, на кого ментально равняюсь, расставляя буквы и слова, совершенно упустил...
Да, там были и Довлатов, и Вен. Ерофеев, и Терри Пратчетт. Но я совсем упустил из виду Фазиля Абдуловича Искандера. А ведь беспорядочный ход моей мысли, в сущности, бессознательно повторяет траекторию искандеровской, хотя и сильно спрямляя и сокращая её.
Я почему-то именно сейчас вдруг в очередной раз понял, насколько сильно я люблю его прозу.
"Женщины — библиофилы товарных прилавков. Подобно тому как библиофил на развале роется в книгах, сам не зная, чего он ищет, при этом особенно долго рассматривает, щупает, нюхает и даже бесплатно подчитывает книгу, которую он явно не купит, женщины бесконечно перебирают вещи, особенно долго рассматривают и даже иногда примеряют те из них, которые им не по карману".
Ф.Искандер В парижском магазине
Но дело даже не в этом. А в том, что раз уж так получилось, что мы заговорили о нравственных ориентирах, то вот она - ещё одна константа - Фазиль Абдулович Искандер.
Это я просто так написал. Потому что захотелось.
(Продолжение уже написано и, разумеется, следует)
|
</> |