Шоруньжа


Шоруньжа... И впрямь произносится, как будто ручей звенит и по камушкам перекатывается, если еще потянуть конечное ударное «а». «Звучащий ручей» переводится с мари название этого гостеприимного села. Здесь не театрализация, не представление, а настоящий источник подлинной культуры марийцев. Мы добирались туда долго, ехали трудно под непрекращающимся снегопадом. Шутили, что марийские духи испытывают нас.
А ехали мы в такой край, где до сих пор существуют священные рощи, у каждой деревни их 3-4, общие и семейные (родовые), куда марийцы ходят молиться либо всем поселением, либо своей семьей, своим родом. Это места общения с языческими богами, поэтому в священных рощах не собирают грибов и ягод, в них запрещена охота. Это храмы.

Встретила нас Шоруньжа - гостеприимней не бывает. Хозяева были в
национальных костюмах с орнаментальной вышивкой, даже в аутентичном
– в костюме своей бабушки, сшитом из холста, вытканного из конопли!
Шоруньжа– необычное село, одно из древних поселений, известное по
документам с конца ХVIIIв. Еще и тем
примечательно, что школа в нем открылась раньше, чем церковь, на
целых 24 года! Что перво-наперво делается во всех сказках и всеми
любящими женщинами? Конечно, сажают гостя за стол, тащат пироги,
наливают стопку. И тут естественно то же самое.
Ухватом из теплой печи достает хозяйка пироги, сидевшие там,
пропекаясь, часа четыре, один за другим выставляет на накрытые
столы.

И тут начинается самое интересное. Пирог – палыш – начинен кашей
с мясом, умелые хозяйские руки надрезают его сверху по кругу, по
движению солнца, и на эту импровизированную крышечку кладется
начинка. А теперь опять по кругу, опять по солнцу, передается эта
крышечка от гостя к гостю. Гость должен приложиться трижды и
высказать пожелания всем присутствующим. Только после этого ритуала
можно приступать к продолжению трапезы. Славная традиция? А гостей
между тем продолжают развлекать, погружать в культуру народа мари:
нам поют песни на марийском языке, показывают народные танцы,
приглашая и нас попробовать прочувствовать ритм танца своими
ногами, руками, собственным телом. На десерт подается мед, варенье
к трехслойному блину - коман мелна. Выпекается он из трех слоев,
примерно так: пшеничный блин на молоке; овсяный блин на сметане и
третьим слоем наливается тесто из ячменной, гречишной или ржаной
муки, замешенное на кефире или простокваше. И еще одно из маленьких
открытий марийской кухни: оказывается, из конопли можно не только
ткать холстинку, но и выпекать конопляный хлеб и ватрушки.
Жаль не напекли к нашему приезду.

А это фрагмент национальной вышивки, она, как и русская, носит обережный характер.

И это тоже плетется шоруньжскими мастерами.
|
</> |