Шокирующий эксперимент семейного психолога
rabota_psy — 18.05.2024
Детям от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь
часов наедине с самим собой, исключив возможность пользоваться
средствами коммуникации (мобильные телефоны, интернет).
При этом им запрещалось включать компьютер, любые гаджеты,
радио и телевизор.
Зато разрешался целый ряд классических занятий наедине с
собой: письмо, чтение, игра на музыкальных инструментах, рисование,
рукоделие, пение, прогулки и т.п.
Автор эксперимента хотела доказать свою рабочую гипотезу о
том, что современные детки чересчур много развлекаются, не в
состоянии сами себя занять и совершенно не знакомы со своим
внутренним миром. По правилам проведения эксперимента, дети должны
были прийти строго на следующий день и рассказать, как прошло
испытание на одиночество. Им разрешалось описывать своё состояние
во время эксперимента, записывать действия и мысли. В случае
чрезмерного беспокойства, дискомфорта или напряжения психолог
рекомендовала немедленно прекратить эксперимент, записать время и
причину его прекращения.
На первый взгляд, затея эксперимента кажется весьма
безобидной. Вот и психолог ошибочно полагала, что это будет
совершенно безопасно. Настолько шокирующих результатов эксперимента
не ожидал никто. Из 68 участников до конца эксперимент довели
только лишь ТРОЕ — одна девочка и два мальчика. У троих возникли
суицидальные мысли. Пятеро испытали острые «панические атаки». У 27
наблюдались прямые вегетативные симптомы — тошнота, потливость,
головокружение, приливы жара, боль в животе, ощущение «шевеления»
волос на голове и т.п. Практически каждый испытал чувство страха и
беспокойства.
Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла
практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять
человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через
три (и больше) часа одиночества.
Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла
дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала свое
состояние. Тут уже волосы зашевелились на голове у психолога. Из
этичных соображений, она не стала публиковать эти записи.
Что делали подростки во время эксперимента:
— готовили еду, ели;
— читали или пытались читать;
— делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но
от отчаяния многие схватились за учебники);
— смотрели в окно или шатались по квартире;
— вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться
было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы
или кассирши — не в счет);
— складывали головоломки или конструктор «Лего»;
— рисовали или пытались рисовать;
— мылись;
— убирались в комнате или квартире;
— играли с собакой или кошкой;
— занимались на тренажерах или делали гимнастику;
— записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на
бумаге;
— играли на гитаре, пианино (один — на флейте);
— трое писали стихи или прозу;
— один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и
троллейбусах;
— одна девочка вышивала по канве;
— один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа
докатался до того, что его начало рвать;
— один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25
км;
— одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один
мальчик — в зоопарк;
— одна девочка молилась.
Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у
кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие»
мысли.
Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные
сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили
родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные
включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того,
почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши
наушники.
Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения
эксперимента.
63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и
интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и
утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них
получилось.
При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51
человек употреблял словосочетания «зависимость», «получается, я не
могу жить без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время
нужно…», «слезть с иглы» и т. д. Все без исключения говорили о том,
что были ужасно удивлены теми мыслями,
которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не
сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего
состояния.
Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все
восемь часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и
прогулку с собакой. Другой сначала разбирал и систематизировал свои
коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали
в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали
возникновения «странных» мыслей.
Получив такие результаты, семейный психолог испугалась.
Гипотеза гипотезой, но когда она вот так подтверждается…
А ведь надо еще учесть, что в эксперименте принимали участие
не все подряд, а лишь те, кто заинтересовался и согласился.