Шляпентох об Алданове и его понимании революции.

1. Мне кажется, что дело не в том, что образ ВФР "падает на настоящее", а в том, что стремление к свободе, народной демократии, равенству, гуманизму, подкрепленные массовым героизмом, отвечает глубоким чаяниям, внутренней необходимости большинства человечества.
2. Русская интеллигенция (как и австрийская или немецкая) не потому была зачарована ВФР, что видела в своей стране "часть Запада", а потому что в 19-20 века было убеждение в том, что история человечества проходит одни и те же стадии, фазы. Поэтому и итальянцы, и австрийцы, и немцы, и испанские, и русские видели в ВФР то, что следует и им осуществить. И весь 19 век видел немало революций или их попыток в самых разных странах Европы.
3. Про Ленина и террор автор глубоко неправ и его рассуждения о цинизме политиков меня не убеждают. Ленин никогда не хотел копировать ни ВФР, ни террор ВФР. Он к ВФР, как и вообще ко всем другим революционным или утопических предшественникам, относился критически. Речь шла о критическом наследовании, а не о слепом копировании. Террор, как и другие практики ВФР (комиссары, революционные трибуналы и др.) были инструментами, которые в измененном, соответствующим российской тогдашней действительности форме, можно было применять (красный террор в ответ на белый террор, о последнем Шляпентох деликатно умалчивает).
4. Автор совершенно не упоминает полемику демократической контрреволюции (левых кадетов, эсеров, меньшевиков) по поводу ВФР в изгнании, их прогнозы того, что ожидает большевиков. Между тем, как мы знаем, хотя бы из книги Т. Кондратьевой, Алданов совершенно не оригинален - он пропагандист определенного взгляда на революцию и СССР, взгляда непримиримо антисоветского и антикоммунистического.
Если не здесь надо было писать, прошу прощения - потеряла пост со ссылкой на статью.
|
</> |